Признаки революционной ситуации. «Забытые» ленинские мысли актуальны и для оранжевых революций?
Как-то телеведущий Владимир Соловьев отметил в своей программе, что личность Ленина нужно изучать, чтобы понять, как удалось этому невысокому человеку «изменить» ход истории огромной страны и повлиять на многое в целом мире.В школе, а позже в университете нас в свое время «перекормили» трудами Ленина, заставляли конспектировать и изучать работы «вождя мирового пролетариата».
Это раздражало. Было не очень понятно, зачем нужно знать цитаты «вождя», если решил обсудить современные тебе события, про которые Ленин просто знать не мог.
О работах и размышлениях Ленина стали вспоминать в постсоветской России, когда Советская власть закончилась и наступила новая – буржуазная эра, про которую, собственно, и писал когда-то Владимир Ленин.
Одни из самых известных его «заметок» посвящена признакам революционной ситуации, о чем в последнее время вспоминают часто.
Революционная ситуация — понятие, которое сформулировал Ленин в статье 1915 года «Крах II Интернационала». Ленин обозначил в ней объективные и субъективные условия, которые наблюдаются в обществе накануне революции.
За два года до Февральской и Октябрьской революций Владимир Ленин выделил три главных признака революционной ситуации.
Это - невозможность для господствующих классов сохранить в неизмененном виде свое господство. Об этом будущий глава страны Советов говорит, как о кризисе «верхов».
Ленин отмечает, что «для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому».
Вот еще один признак революционной ситуации: «Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов».
Есть и третий признак: «значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению». Из всего этого Ленин делал вывод: «Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция — по общему правилу — невозможна».
Комплекс этих проявлений в обществе и создает то, что Ленин назвал «революционной ситуацией».
Еще у Ленина есть важное замечание: «не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам присоединяется субъективная».
Здесь Ленин говорит о способности революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, «чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят».
Могут ли сегодня работы Ленина быть актуальны в эпоху «оранжевых революций», про которые жители СССР узнали уже во времена постсоветские? Наверное, да. Также они могут напомнить о том, что «классовую борьбу» никто не отменял, хотя и говорят сейчас, что в России нет классов. Тем не менее число бедных в России очень значительно. Есть и новые богатые.
В России растет число миллионеров и даже миллиардеров, причем, долларовых.
То есть «по-ленински» происходит следующее: бедные становятся беднее, а богатые – богаче.
Такое уже было в истории России. Ни к чему хорошему это, как известно, не привело.
Не нужно быть продвинутым политологом, чтобы понимать: любая революция, в том числе оранжевая, может произойти только тогда, когда будет слишком большое расслоение общества, когда богатые будут становиться богаче, а бедные – беднее.
Вспомнить про революционную «теорию» заставляют последние январские события в Казахстане.