Челябинск сравнивают с Детройтом. А как там, в Детройте?

Челябинск нередко называют российским Детройтом. Правда, у нас в свое время был центр тракторостроения, тогда как в Детройте выпускали автомобили. Но так или иначе оба индустриальных центра пришли со временем в упадок. Падение экономики Детройта было более болезненным, однако и выходит американский город из кризиса быстро.

В Википедии по поводу положения Детройта в XXI веке пишут так: «В декабре 2012 года дефицит городского бюджета составил 30 миллионов долларов, общий же долг в начале того же года перевалил за 12 миллиардов. 18 июля 2013 года власти Детройта официально объявили о банкротстве города из-за неспособности выплатить долги на сумму 20 000 000 000 долларов США.

8 января 2014 года новый мэр Майк Дагган пообещал за полгода решить основные проблемы Детройта и попросил жителей не переезжать в другие города. Детройт начал выбираться из трудного положения, начав создавать сады в центре города, где каждый может выращивать овощи и фрукты, а также создавать на месте пустых домов музеи и хостелы»

Музеями и хостелами экономику крупного города, наверное, не спасешь. Однако Википедия явно недоговаривает. Наши корреспонденты из США передают, что на самом деле город, который считался самым депрессивным в Северной Америке, неожиданно быстро возрождается. Вот что, например, рассказал нам сотрудник «Дженерал моторс» (эта компания сохранила свою штаб-квартиру в Детройте даже в самые тяжелые годы): «Не знаю, прописан ли где-то конкретно «антикризисный план». Знаю, что план по выходу из банкротства был выполнен успешно в 2013-14 годах. С финансовыми долгами города разобрались. Сейчас активно привлекаются частные инвесторы - способом точечного снижения некоторых налогов и расчистки некоторых заброшенных районов. Это приносит свои плоды - центр развивается с умопомрачительной быстротой. В Детройт переехали штаб-квартиры нескольких достаточно крупных корпораций, притянув за собой молодое и профессиональное население. В центре города сейчас сложно найти жильё на съем - спрос превышает предложение. Скупаются старые здания, небоскребы (что стояли десятки лет брошенными) реставрируются. Много новой стройки. Строят новый хоккейный стадион и трамвайную линию.

Пока еще много территории до сих пор в «пост-апокалипсисе». Но такими темпами центр за несколько лет станет вполне привлекательным для жизни. Безработица и преступность в Детройте остаются пока относительно высокими. Радует то, что основной упор делается властями города на привлечение частного бизнеса, инвестиций, нового населения. Стоит помнить, что сравнение Детройта с любыми российскими городами некорректно. Когда в России говорят про кризис Детройта, забывают упомянуть, что сам Детройт (меньше 700 тысяч населения), - лишь часть мегаполиса Detroit Metro (4,2 миллиона человек населения ). А у всего этого мегаполиса ВВП больше португальского, чешского, или греческого. Так что кризис кризису рознь».

Детройт быстро возрождается

Автор публикуемых здесь фото челябинец, побывавший совсем недавно в ряде городов Северной Америки в ходе автомобильного тура протяженностью 14 тысяч километров, подтвердил: Детройт стремительно меняется к лучшему. Что, кстати, недавно отметил в своем фотоблоге и известный архитектор-блогер Илья Варламов. Автор наших снимков высказался так: «Детройт возрождается. Запускают трамвай, который умер в 1956 году еще. Строят громадный стадион. Открывают рестораны. Скупают пустующие лет 40 небоскребы. И в то же время пока еще много брошенных зданий».

Челябинск (российский Детройт) сейчас, как известно, делает ставку в своем развитии на саммит ШОС 2020 года. Чтобы получить федеральное финансирование и решить благодаря этому ряд застарелых проблем, включая качество дорог, постройку новых дорожных развязок, расчистку русла реки Миасс и создание современной набережной. Детройт, как мы видим, делает в типично американском стиле ставку, наоборот, на частные инвестиции. Но не забывает при этом про общественную пользу преобразований – взять хотя бы пример с тем же трамваем. В Челябинске, кстати, протяженность трамвайной линии – одна из самых больших в стране. У нас трамвай в отличие от Детройта не умирал. В то же время пользуется им сегодня намного меньше людей, чем в свое время, когда львиная доля населения города работала на нескольких крупных промышленных предприятиях.

Каким получится будущее Челябинска, сегодня сказать трудно. Например, директор группы компаний «Элефант» Михаил Смирнов скептически оценивает перспективы города в связи с саммитом ШОС. Более того, считает, что столица Южного Урала не готова к проведению саммита. Транспортная схема Челябинска до сих пор, представьте себе, основывается на трех ветках челябинского метро. Об этом проекте уже давно пора забыть. Денег на него (ориентировочно 75 миллиардов рублей) все равно не найти, даже в федеральном бюджете. А польза от постройки метро в Челябинске в сегодняшних условиях весьма сомнительна.

Смирнов призывает смотреть не столько на зарубежные примеры, сколько на успешные местные практики. Приводя прежде всего в качестве ориентира соседний Екатеринбург, куда в последнее время стало уезжать большинство выпускников ведущих школ Челябинска. Пока власти Челябинска не могут решить, что делать с маршрутками, вице-мэр Екатеринбурга выбирает место для транспортного хаба между Курганом, Челябинском и Екатеринбургом. Кроме того, уральская столица планирует постройку скоростной магистрали за 2,5 миллиарда долларов.

На самом деле потенциал у Челябинска есть. Об этом говорит и тот же упомянутый эксперт, упоминая, что в свое время город проектировали едва ли не лучшие институты в стране. Челябинск строили умно: с большим запасом по ширине улиц, по планировке, по расположению заводов. «Дайте наши улицы Екатеринбургу — они будут счастливы. Потенциально из него можно сделать не просто конфетку, а настолько пригодный для жизни город, что мы себе даже представить не можем.».

Свои предложения (причем, без привлечения бюджетных средств) были у девелоперской компании DevelopmentPro. В частности, предлагалось превратить реку Миасс в городской черте Челябинска в каскад водоемов. Чтобы водный ресурс не разделял город, как это происходит сегодня, а наоборот, цементировал городскую среду. Пока трудно сказать, какие предложения бизнеса поддержат власти города. В настоящий момент известно о всероссийском конкурсе на застройку исторического центра Челябинска. В конкурсе приняли участие более 30 архитекторов, включая специалистов Челябинска, Екатеринбурга, Москвы, Амстердама и других городов.

Новости партнеров

Нашли опечатку?