Где наши не пропадают: «Кипр – это мой остров»

Недавно прочитал, что мегазвезда американского рока – «марсианин» Дэвид Боуи - в начале семидесятых бывал на Кипре, вместе с женой и сыном покупал в Лефкаре кружевные скатерти ручной работы для своего дома в Кирении. И даже написал в песне «Move On» - «Cyprus is my island…I would like to find you, somewhere in a place like that.» (Кипр это мой остров, я хотел бы найти тебя в месте, похожем на это.)
Где наши не пропадают: «Кипр – это мой остров»

Я начал приезжать на Кипр значительно позднее, где-то с конца 2005 года. Вначале это были чисто деловые поездки, потом стал их совмещать с коротким отдыхом, а потом и с поездками на пару недель к дочери. Теперь уже четвёртый год мы с женой на Кипре почти постоянно, если не считать путешествий и поездок в другие страны и не очень продолжительных посещений малой родины.

В конце февраля 2013 года, через неделю после падения челябинского метеорита, мы уехали на остров с намерением провести там остаток жизни. Ровно через месяц после метеорита в Челябинске, на Кипре разразился совсем не ожидаемый и сравнимый с природной катастрофой финансовый кризис, ставший известным во всём мире из-за беспрецедентной «стрижки» депозитов, то есть денег клиентов банка. Со всех вкладов, во всех банках Кипра были изъяты сотни миллионов, а может и миллиарды евро. Часть банков, в том числе, и крупнейший LAIKI-BANK, прекратили своё существование, а оставшиеся перестали выдавать кредиты, занимаясь только обслуживанием счетов, да попытками любыми способами вернуть ранее выданные ссуды. Вся деловая активность на острове замерла, остановился рынок недвижимости, резко сократилась деятельность по юридическому обслуживанию компаний, зарегистрированных на Кипре, многие клиенты ушли из банков или прекратили использовать кипрские счета своих компаний, снизилось число деловых визитов, а следовательно просел малый бизнес – такси, парикмахерские, торговля. Остался только туризм и аграрный сектор. Это был сильнейший удар по всей экономике страны.

Сейчас экономика Кипра почти оправилась от того кризиса. В 2016 году сильно вырос туризм, стал оживать малый бизнес, потихоньку начали строить и продавать недвижимость, но банки ещё не стали такими же профессиональными, удобными и доброжелательными, как были раньше. Продолжают, как говорится «дуть на воду», неохотно кредитуют, да и то только ипотеку. По этой причине, и вследствие ужесточения во всём мире требований к юрисдикциям с льготным налогообложением, Кипр вряд ли будет столь же удобным для оптимизации бизнеса, для защиты инвестиций, как был до кризиса.

Но прекрасный средиземноморский климат, многочисленные пляжи, еврозона и Евросоюз пока, к счастью, экономическому кризису не подвержены и, если стало трудно, порой даже невозможно трудно здесь работать, то жить и отдыхать на острове по-прежнему хорошо.

На Кипре прекрасная инфраструктура – хорошие современные дороги, везде парковки, кроме повсеместного моря есть и горы, и хвойные леса. Вместо озер - водохранилища с пресной водой, где прекрасная рыбалка, а поздней осенью можно собирать грибы – маслята, грузди, рыжики. Зима в приморской зоне почти незаметна – температура плюсовая круглые сутки, а в горах часто выпадает и подолгу лежит снег – можно кататься на санках и лыжах, есть горнолыжные трассы и даже подъёмник. Много хорошо оборудованных пеших троп и велосипедных трасс, есть специально организованные места для «дикого» отдыха – палатки, места для костра и для приготовления шашлыков.

На Кипре совсем нет вредных производств, да и крупной промышленности в целом. Это страна офисов, банков и отелей, страна, во многом аграрная, и конечно же туристическая. Море и воздух всегда чистые, купальный сезон почти круглый год.

Народ работящий, доброжелательный и приветливый, традиционно верующий – православные христиане. Много храмов и монастырей, в том числе и с реликвиями, имеющими ценность для паломников. Преступности почти нет, машины можно не закрывать, да и дома тоже не особо закупорены.

Основные языки – греческий (официальный) и английский (язык для общения), но русский тоже представлен почти повсеместно. Во всех магазинах, поликлиниках, офисах, как правило, есть русскоговорящий персонал, многие вывески и информационные таблички дублируются на русском языке.

И сегодня я готов повторить вслед за Дэвидом Боуи – «Кипр – это мой остров».

По некоторым данным, русскоговорящих на Кипре около сорока тысяч, но это не только россияне, а бывшие жители Советского Союза, скорее даже, их дети и внуки. Понтийские греки из Грузии и южных областей России, белорусские и украинские жёны киприотов, молдавская молодёжь с румынскими паспортами, что позволяет им приезжать и работать без виз и специальных разрешений, как жителям Евросоюза. С таким же статусом живут здесь не очень многочисленные граждане балтийских стран.

Собственно россиян, видимо, пять – шесть тысяч человек, главным образом – москвичи (менеджеры филиалов крупных российских компаний), жители южных регионов России, а также российские бизнесмены средней руки, которые работают в России, но часто прилетают к жёнам и детям, живущим на Кипре постоянно или подолгу.

Многим русскоговорящим удается получить гражданство (жёны киприотов) или тем, кто прожил здесь много лет. После кризиса, в компенсацию за потерянные средства, правительство предлагает россиянам гражданство Кипра. Есть возможность получить гражданство взамен на инвестиции в экономику страны - это интересно, но дорого – от трёх до десяти миллионов евро. Получить вид на жительство можно проще и дешевле, но тоже потребует затрат как времени, так и денег. Об этих схемах есть много информации в Сети, и много предложений о помощи в оформлении. Труднее получить разрешение на работу. Для граждан Евросоюза разрешений не требуется, а для россиян получить их очень трудно. Но, даже получив разрешение, найти работу очень трудно и почти невозможно организовать бизнес. Разве что переведя свой российский бизнес под юрисдикцию компании, зарегистрированной на Кипре. Но такое возможно не для всякого бизнеса и тоже требует немалых затрат. Как меняется численность русскоговорящих на Кипре, мне неизвестно, но думаю, до кризиса иммиграция на остров была активнее. Но те, кто уже приехали и устроились, уезжать не торопятся. Люди, в основном, не покидают своих стран навсегда, они ищут себя, пробуют свои возможности на острове, но связей с родиной не теряют, остаются гражданами своих стран, даже получив гражданство Кипра. Законы это позволяют. Здесь есть русскоязычные дошкольные учреждения и хорошие русские школы, в том числе и специализированные. Несколько прекрасных английских школ, школы при церковных общинах, то есть, со средним образованием для детей проблем нет.

Конечно, обосноваться и остаться жить на острове не очень просто и не очень дёшево. Дом или квартиру купить (арендовать) не составляет никакого труда – есть огромный выбор, но меньше, чем за сто тысяч евро, ничего приличного не купить, а одним из условий получения вида на жительство является владение недвижимостью стоимостью не менее 300 тысяч евро. Здесь невозможно жить без автомобиля, то есть ещё от пяти до пятнадцати тысяч надо прибавить. Все услуги – юристы, нотариусы, страховщики, почта, клининг, химчистка, ремонт одежды в несколько раз дороже, чем в России. Очень дорогие коммунальные услуги, дорогой общественный транспорт и такси.

Продукты качественные, разнообразные, но тоже в рублёвом эквиваленте получается довольно дорого. Пожалуй, дешевле, чем в России только свинина, но зато качественная и повсеместно. По нашим пенсионерским запросам, питание, без ресторанов и спиртного в месяц на человека не менее 250 евро, то есть российской пенсии, конечно, не хватит.

Чтобы приехать и обосноваться, то есть получить вид на жительство, понадобится не менее года, а значит со всеми затратами (жилье, автомобиль, юристы): питание, развлечения, школа, в расчёте на среднюю семью из трёх человек, думаю, понадобится не менее 400 тысяч евро, ну а реально, видимо, ещё больше.

Основные «русские» города Лимассол и Айя-Напа, в Пафосе недвижимость чуть дешевле, многие покупают дома в живописных кипрских деревушках, есть и такие «лихие», кто оседает на Северном Кипре. Там, конечно, всё значительно дешевле, но Турецкая Республика Северный Кипр никем в мире (кроме Турции) не признанное государство. Поэтому, хотя там тоже прекрасные пляжи, отели, неплохие дороги и сервис, любые сделки и договоры юридически ничтожны. Правда, это состояние «непризнанности» уже длится больше сорока лет (с 1974 года), но как и когда нормализуется юридический статус северной территории до сих пор непонятно.

Павел Рабин, предприниматель и путешественник

Новости партнеров

Нашли опечатку?