Педофилы России: насколько велика угроза

В последнее время новостная лента пестрит нерадостными заголовками: «В Златоусте за растление шести девочек будут судить гинеколога-педофила», «В Челябинской области педофил «Валера» изнасиловал трёх малышей и скрылся», «Педофил из Магнитогорска получил 13 лет за надругательство над пятилетней девочкой», «В Челябинске взят под стражу виртуальный педофил» - что всё это значит? Откуда такой бурный рост числа педофилов в консервативной, казалось бы, Челябинской области? Своим мнением с редакцией Lentachel.
27 сентября 2016 в 18:12
Педофилы России: насколько велика угроза
ru поделились психологи и психотерапевты.

Тема актуальна, оказывается. не только для нашего региона. По данным Росстата, с 2013 по 2015 год в России на 10 тысяч случаев выросло количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, оно составило 95,5 тысяч. При этом детей, пострадавших от действий сексуального характера, в 2013 году была тысяча, в 2014-м — 2,4 тысяч, а в 2015-м — 3,7 тысяч. Что касается нынешнего года, то за первые шесть месяцев преступления подобного характера были выявлены в 14 регионах страны.

Но в этом вопросе важно не покупаться просто на статистику. В первую очередь, следует рассмотреть такой вариант: рост может быть связан с тем, что просто стало больше открытости и мы, соответственно, о большем количестве случаев знаем. Само же количество таких преступлений не выросло или выросло незначительно. Ещё один возможный вариант – улучшилась работа полиции в этом направлении.

Индекс доверия полиции в России вырос. По словам председателя комиссии по общественному контролю Совета при президенте России по правам человека Яны Лантратовой, за последние три года Союз добровольцев России представил полицейским информацию о 63 фактах жестокого обращения с детьми и насилия над ними, в том числе сексуального. Общая тревожность общества в связи с экономическим кризисом высокая. Присутствует и беззащитность, связанная с отсутствием стабильности и возможности планировать свою жизнь. В таком состоянии слухи играют мультипликативную роль.

«Надо же тревогу перевести во что-то более подходящее для переживания. Важно найти, чем возмутиться или чего испугаться, это связано с бессознательными процессами саморегуляции, - поясняет специально для Lentachel.ru психолог-консультант Светлана Ковалёва. - Тревога - это очень трудно переживаемое состояние Оно связано с ожиданием чего-то плохого. Находиться в нем долго человеку невозможно – «крыша» отъедет. Поэтому и происходит поиск, чего бояться. Например, чего-то понятного страшного, но конкретного. Самый большой страх у нас за детей, это естественно. Поэтому тревожное общество так быстро включается в эту тему и потом не выходит из неё».

Здесь присутствует иррациональная составляющая страха, связанная с малой информированностью о том, что делать, чтобы противостоять реальным педофилам. Заявления типа «не волнуйтесь, товарищи, мы их обязательно поймаем» не работают. Как только просят не волноваться, сразу понятно: вот именно об этом и стоит волноваться.

«Правильно не успокаивать общество, а учить волноваться продуктивно: учить детей не ходить по одному, заводить на телефонах тревожные кнопки и т.п., - считает Ковалёва. – То есть говорить: правильно, хорошо, что волнуетесь, а теперь мы расскажем, о чём и как волноваться. Вот на эти вопросы стоит попросить ответить компетентные органы».

В нашем обществе сейчас зашкаливает уровень тревожности и безысходности. Когда люди видят, что полиция долго не может поймать насильника, а их только успокаивают, вместо того, чтобы рассказать, как реально помочь сберечь своих и чужих детей, они чувствуют себя бессильными. А это в свою очередь питает страхи и панические настроения. С другой стороны, насильник понимает, что ему главное - полицию обмануть, люди реально ничем ему не помешают.

Ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета Кирилл Титаев отмечает, что педофилия — редкое психическое расстройство, которым страдает неизменяющийся процент населения. Но есть и те, кто преступает границы морали впервые. Что толкает их? Почему насилие происходит относительно детей, а не перерастает, скажем, в разбойные нападения? Да потому, что за разбойное нападение поймают быстрее. А ребенка можно запугать, и он вообще никому не расскажет. Или расскажет очень поздно. Да и описать ему нападавшего труднее. То есть почувствовать свою власть и снять напряжение легче всего с самым слабым. «Полнота переживаний всевластия и собственной крутости выше, а вероятность попасться – ниже», - объясняют мотив действий педофилов психологи.

Существует еще и вопрос сезонного обострения людей с психопатологиями. Здесь правомерны те же самые закономерности, что и для многих психических расстройств: весной и/или осенью могут наблюдаться так называемые «обострения».

Андрей Попов, психотерапевт, также считает, что педофилия была всегда - история изобилует такими примерами. Просто до недавнего времени тема была практически полностью табуирована и подобные случаи просто не предавались огласке. «Сейчас это все чаще становится достоянием гласности, что, разумеется, способствует формированию субъективного ощущения, что количество педофилов тоже растёт».В беседе с корреспондентом Lentachel.ru он назвал несколько причин возникновения педофилических психопаталогий:

1. генетические нарушения (чисто медицинская модель),

2. ранние нарушения в отношениях с родительскими фигурами (аналитические школы),

3. дисфункции семейной системы, в которой рос такой ребёнок, как целого.

Но разбираться в психике педофила – дело неблагодарное и уже бессмысленное. Давайте вспомним, что есть вторая сторона явления – это дети. Конечно, имеет значение возраст ребенка, если говорить о детской психике. Но есть и общие черты – например, до подросткового возраста личность не воспринимает мир враждебно, чужие люди воспринимаются с интересом, а не опаской. Пойти за гаражи с дядей, который предложил конфетку – приключение, если не научить ребёнка, что это не всегда добрый дядя, и лучше на такие предложения не соглашаться.

«Во-вторых, в семьях часто не решен вопрос с границами личного пространства. Если ребенок не привык к тому, что его мнение, слово или желание что-то значит для взрослого, он не сможет себя защитить, у него нет ощущения границ своего пространства, за которые нельзя заходить взрослому», - рассказывает психолог-консультант Ольга Герасименко.

В-третьих, с детьми в семьях почти не разговаривают о возможном насилии со стороны взрослых. Родители не знают, как и о чём разговаривать с детьми на эту тему, какие слова использовать. Но нужно понимать, что нет, не было и не будет более эффективной меры защиты, чем обычное информирование ребёнка о возможной опасности. В 99,9% случаев ребенок по доброй воле следует за педофилом, увлеченный каким-либо заманчивым предложением. Поэтому необходимо в максимально понятной ребенку форме пояснить, что есть злые люди, которые крадут детей. Говорить правду на вопрос «зачем», не обязательно. Зато можно привести возможные «завлекаловки» маньяка – всевозможные «я дам тебе конфетку», «я покажу тебе котят», «тебя ищут твои родители, давай я отвезу тебя к ним» и т.д.

Безопасность вашего ребёнка – в ваших руках.

Ева Полякова

Новости партнеров

Нашли опечатку?