Мамы с колясками первые сталкиваются с недоступной средой

Рождение ребенка — не только радость или ответственность, но и каждодневный логический квест «Как преодолеть полосу препятствий на пути в больницу или городской парк».

Проблема доступной среды в Челябинске актуальна не только для инвалидов. Женщин с колясками гораздо больше. Роль пандуса в обычной семье традиционно играет папа. Но папа не всегда может быть рядом. Иногда ему приходится ходить на работу. А в некоторых семьях вообще нет пап — к сожалению, такое не редкость. Есть, конечно, и сердобольные прохожие, но на них надежда есть не всегда. Мы решили выяснить, какие меры принимаются в Челябинске для того, чтобы облегчить жизнь мамам с колясками и что об этом думают сами жители.

Парадоксы «доступной среды»

В новостях мало сказано отдельно о проблеме мам с колясками, но можно сделать некоторые выводы на основе статей об инвалидах, ведь проблема мобильности у них, в общем-то, одна на всех. Пока на загнивающем западе разрабатывают нейроинтерфейс для парализованных граждан (https://nplus1.ru/news/2016/10/14/feel-the-touch?utm_source=&utm_medium=&utm_campaign=dlya-polnostyu-paralizovannogo-amerikantsa) в Челябинске выделили два миллиона рублей на адаптацию городского транспорта. Всего же областной бюджет выделил 3,3 миллиона, которые получили муниципалитеты Троицка, Челябинска и Магнитогорска (http://chelyabinsk.ru/text/newsline/190628642410496.html?full=3).

Можно сказать, что это капля в море, но когда зашел разговор о доступной среде, определенные подвижки в этом направлении все же начались. Общественное сознание всецело на стороне лиц с ограниченными возможностями и молодых мам. Большинство общественных учреждений, магазинов, аптек оборудованы пандусами, правда, согласно общему мнению, они не играют существенной роли, так как к ним бы не помешало сделать хотя бы ровные дороги.

За комментарием мы обратилиськ депутату Центрального района, координатору партийного проекта «Единая страна – доступная среда» партии «Единая Россия» Александру Надеину. Вот что он ответил: «Ситуация действительно не простая: как говорят в народе, зрячий незрячего не поймет. Проблема есть, и её надо решать всем вместе. Надо заложить вопрос в основу градостроительства, ремонта старых дорог и зимней уборки снега, - считает Надеин. -Маломобильным группам населения, таким, как мамы с колясками, приходится нелегко: дороги и бордюры не везде приспособлены для колясок, причем,это достаточно остро ощущается, когда ездишь на велосипеде. Можно представить, как приходится мамам с колясками преодолевать повсеместные бортики. Но ситуация стоит еще более остро, когда надо зайти  в подъезды зданий – далеко не все входные группы приспособлены».

Депутат надеется, что в этом году зимой снег будет убираться гораздо лучше, ведь не убранные своевременно двор и улицы представляют огромную проблему для инвалидов и других маломобильных групп населения. К таким группам также относятся беременные, пожилые, люди с временным нарушением здоровья, дети дошкольного возраста и другие, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении. Как видим, проблема касается значительной части общества.

Стоит признать, российская женщина вынуждена испытывать бесконечный стресс при выходе из дома. Это значит, что придется тащить коляску от лифта и обратно, преодолевать высокие бортики, обходить грязные места на дорогах с лужами. Препятствием становится и не вовремя убранный снег., а тем более гололед. Сложно втаскивать коляску в общественный транспорт, сложно заходить во многие магазины и поликлиники.

«Если мы все займемся проблемами доступной среды, решать вопросы будет гораздо быстрее и легче», - достаточно пространно заявил Надеин. Собственно, алгоритма решения депутат не приводит.

Народу пора объединяться

А каков же глас народа? Мы провели мини-опрос в социальных сетях. Самые интересные комментарии вышли такими: «Выгляните же в окно: чтобы добраться до пандуса, нужно преодолеть n-ое количество бордюров. А если нет бордюров - переплыть пару болотин!», «На грэсе у нас с коляской можно только в магнит заехать, в гос.аптеку и в «самый нужный для мамы магазин «красное-белое». Некоторые граждане решили высказаться развернуто. «Пока сын бы маленький, в больницу жену всегда сопровождал я, - говорит Николай Лётин, 30 лет, фрилансер из Троицка. -Действительно, это было похоже на полосу препятствий. В нашем доме пять этажей, лифта, разумеется, нет. Но это полбеды, соседи у нас хорошие, коляску можно оставить под лестницей».

Если дверной проем достаточно узкий, а пружина доводчика жесткая, выводить коляску сложно даже вдвоем. А если в семье нет машины, приходится ехать на общественном транспорте. Маршрутки, разумеется, сразу отпадают. «В автобусе нет пандуса, но, к счастью, и поручня посередине тоже — как в советских «икарусах». Про съезды с тротуаров у нас в городе, если и слышали, то краем уха и далеко не все. Даже возле детской поликлиники — образцово-показательной. А когда нашему ребенку назначили массаж, его пришлось возить в другую больницу. Так там даже коляску негде было поставить. Узкие коридоры, крутые лестницы, жуткое крыльцо. Мы, русские, конечно, люди привычные. Но уж коли мы платим налоги, хотелось бы, чтобы они шли в первую очередь на создание комфорта для нас самих», - поделился своими выводами Николай специально для Lentachel.ru.

В Челябинске ситуация примерно такая же. Общественники ведут борьбу, а результат регулярно освещают в СМИ. Но, видимо, он как нанотехнологии в России: настолько мал, что в целом даже не заметен. Если в центре всё ещё более или менее, то на окраинах, где даже дорог нормальных нет, и речи быть не может о доступной среде. Да и в центре города в свое время редакция Lentachel.ru  проводила исследование. Результаты не порадовали.

«Как-то я специально прошла с фотоаппаратом по улице. Особо ничего не искала, просто сняла всё, что вижу, - рассказала Марина, фотограф из Челябинска. - Думала сделать резонансный проект. Наивная! Получила пару сотен лайков, кучу комментариев, люди пошумели и ушли по своим делам. Думаю, дело не столько в правительстве, сколько в людском безразличии в целом. Мы все ждем, когда нам дадут права или сделают жизнь лучше, а это результат каждодневного труда в первую очередь нас самих».

Как утверждают градостроители, во все новые проекты элементы доступной среды закладываются. Но это ведь только новые дома и новые торговые центры. А у нас большая часть жилого фонда представлена зданиями времён Хрущёва-Брежнева-Сталина (хотя как бы сейчас не ругали эту тему, тогда эти страшенные дома выполнили свою задачу – людей расселили из коммуналок и бараков по индивидуальному жилью). Пандусы, бывает, есть, но без ручек и желобков для коляски. Да и сам пандус для экономии места сделан под таким углом, что даже без ребёнка туда не полезешь, тем более в дождь.

Возникает логичный вопрос: почему мамочки с колясками не объединяются с инвалидами? Ведь наличие пандусов и другого подобного необходимо и той, и другой группе населения. В случае объединения усилий было бы больше голосов, в целом мнение бы выглядело более весомо для власти? Ситуацию в беседе с корреспондентом lentachel.ru пояснил Евгений Коробейников, председатель региональной общественной волонтерской организации «ДоброВолец» и общественного объединения «Социальная инициатива», эксперт Общественной палаты Челябинской области: «Дело не в том, что мы не хотим объединяться. Просто кроме нас никто данным вопросом не занимается. Даже среди людей с инвалидностью нет специалистов по доступной среде. Конечно, мы будем только ЗА, если нас поддержат другие категории маломобильных групп населении. Помогая создавать доступную среду, мы думаем о всех категориях: где доступно для нас, для родителей с колясками тоже будет доступно», - заявил  Коробейников.

Итак, решение проблемы  – в объединении. Мало просто возмущаться в интернете или жаловаться друг другу. Если есть проблемы с доступом в магазин или поликлинику, можно объединиться с другими людьми, для которых это актуальная тема.

Писатель Лев Каганов в одном из романов рассуждал о том, что в западных странах на улицах так много инвалидов не потому, что их там больше, а потому что им обеспечены лучшие условия. Конечно, и там есть свои гетто, и там налогоплательщики ругаются, что правительство тратит деньги на войны, а не на больницы и школы. Но мы живем в России. И в первую очередь должны думать, как нам решить проблемы здесь. Очевидно, что желание людей заводить детей прямо пропорционально возможности обеспечить им условия для роста и развития.

Ева Полякова

Новости партнеров

Нашли опечатку?