Доступная среда: пандусами проблема не исчерпывается

Про доступную среду сейчас говорят часто. Редакция Lentachel.ru провела собственное исследование, чтобы узнать, каково состояние пандусов у крупных торговых центров Челябинска – «Магнит», «Ашан», «Пятёрочка» и т.д. Отсутствие пандусов и их состояние затрагивает, прежде всего, маломобильные группы населения: инвалидов, молодых мам с колясками. Крупные торговые компании имеют значительные обороты за счёт большого числа покупателей. По логике они должны нести часть социальной нагрузки на себе, по крайней мере, на своих торговых точках.
Доступная среда: пандусами проблема не исчерпывается
Обледенелый пандус возле магазина на улице Молодогвардейцев

Большинство крупных торговых точек оборудованы необходимыми санузлами для инвалидов и пандусами – что касается последних, это характерно для всех районов города, даже таких отдалённых, как Металлургический или Ленинский район. Их содержание – вопрос отдельный. Как утверждает руководитель регионального отделения «Союза добровольцев России», члена координационного совета при администрации Челябинска по доступной среде Владимир Корнев, иногда пандусы не чистят от снега, наледи, и забраться по ним для маломобильных групп населения не представляется возможным (соответственно, само существование пандуса в таком случае становится бессмысленным).

Например, пандус магазина «Пятерочка» (адрес – ул. Молодогвардейцев, 32), плюс дверь, которую невозможно открыть ни человеку на коляске, ни пожилому человеку, ни маме с коляской.

«Торговые сети стараются сделать магазины доступными для маломобильных групп населения. Но, к сожалению, не все магазины ответственно подходят к государственной программе. При проверке, которую провели активисты «Союза добровольцев России» в декабре, мы столкнулись с тем, что пандусы часто не очищают зимой, как это положено по своду правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Могу также отметить, что в некоторых магазинах «Дикси» лежат просто две рельсы на ступенях – это очень травмоопасно, кроме того, инвалид-колясочник технически заехать не сможет», - объясняет Корнев.

Вторит ему и сопредседатель ОНФ, эксперт в области доступной среды Евгений Коробейников, утверждающий, что вышеназванные торговые сети действительно стремятся быть доступными, а отсутствие пандуса (или, где это архитектурно невозможно, электрического подъёмника) –исключение. Но инвалиды–колясочники – не единственная категория населения, нуждающаяся в определенных условиях при походе за покупками. Есть слабовидящие и слабослышащие люди – для них необходимо наличие информационных табло, специальных знаков со шрифтом Брайля, проще говоря, тактильных указателей, а также контрастное выделение стеклянных дверей и витрин, мнемосхемы, кнопки вызова со специально обученным персоналом. В «Горках» и «Ашане» есть специальные кассы, где работают слабослышащие кассиры, но это всего лишь единичные случаи. В остальном в Челябинске нет оборудованных для подобных категорий населения торговых точек.

«Да и архитектурная доступность для инвалидов-колясочников не должна ограничиваться пандусом, - замечает Коробейников.- Необходимы широкие проемы внутри магазина, специальные продуктовые коляски, которые можно катить перед собой. Такие коляски не сложно приобрести большой торговой сети. А пока я вынужден брать корзинку и ставить ее себе на колени, или обычные целлофановые пакеты – но тогда я не могу приобрести много продуктов, приходится делать несколько ходок, а это очень утомляет».

Отсутствие всего вышеперечисленного, по словам Коробейникова, происходит не из за нежелания владельцев торговых точек что то делать, а из за недостаточной информированности о нуждах инвалидов.

С прошлого года доступными должными быть не только здания, но и услуги, в том числе и торговые. То есть контрастное выделение стеклянных дверей и наличие информационных знаков, тактильных элементов и указателей – обязательная мера, а вот все остальное носит рекомендательный характер. Рекомендовано и наличие специально обученных охранников и администраторов магазина, которые, увидев человека, нуждающегося в помощи, не останутся равнодушными и окажут ему все необходимые услуги.

Такая ситуационная помощь, по уверению эксперта, возможна везде, однако на всякий случай усилиями экспертного центра по доступной среде в феврале будет открыт специальный «класс» подготовки подобных специалистов.

На данный момент наблюдается большая необходимость в информационных встречах, где руководителям торговых сетей объяснялось бы, как сделать торговый комплекс на самом деле доступным для всех категорий граждан. Потому что если где-то и есть сейчас выделение ступеней, то оно сделано неверно. А еще известны случаи, когда слабовидящие или даже люди с остаточным зрением в прямом смысле «выходили» через стеклянные витрины, не поняв, что это стекло.

Ева Полякова

Фото автора

Фотогалерея

Новости партнеров

Нашли опечатку?