Но бывает так, что у родителей есть возможность перед работой довезти чадо куда-нибудь подальше. Или же возникает желание к 5-му классу сменить место обучения – и ребёнок повзрослел, и думы о будущем стали насущнее. Тогда есть несколько вариантов, пусть и не близких географически, но более престижных, более удачных в плане дальнейшего развития научных знаний ребёнка.
По рейтингу школ Челябинской области, который составляется путём анализа результатов ЕГЭ за последний год по всем предметам, самыми часто встречающимися в первой десятке (по разным дисциплинам) стали 31-й лицей, 11-й лицей, гимназия №1, лицей №82 (находится в Металлургическом районе). Мы решили опросить недавних выпускников этих школ - что они думают о своей альма-матер после выпуска? Посоветуют ли они поступать туда детям, которые, например, только еще собираются переводиться в другую школу, или родителям, которые отправляют своих детей в первый класс? Помогла ли их школа в дальнейшем поступить в вуз - дала ли достаточно знаний? Легко ли было учиться?
31-й лицей – это стремление узнавать новое: бездельникам здесь не место
В этом знаменитом (без преувеличения) физико-математическом лицее учатся с 5 класса (начальной школы здесь нет). По числу ребят классы небольшие - порядка 20 человек. Это удобно – больше внимания можно уделить каждому ученику. Конечно, лучше поступать в такой лицей именно с 5 класса, но и позже тоже можно. В 31-й лицей регулярно, кстати, переводятся сильные ученики из других школ и лицеев. Особенно много "переводников" приходит после 9 класса.
Дмитрий Мурзин, студент МФТИ, год выпуска из лицея - 2015:
"Считаю, это лучший лицей в Челябинске. Во-первых, замечательный коллектив учителей. Интересно проводят уроки, понятно объясняют. Они работают с душой, стараются, чтобы ученики хорошо знали предмет. Ну и ученики соответствующие: им интересно учиться, и у них это получается. Почти каждый год кто-нибудь из 31-ого ездит на международную олимпиаду, каждый год несколько десятков учеников ездят на всероссийскую олимпиаду. Но однозначно можно сказать, что учиться в 31-м стоит только тем, кто увлечён этим. Бездельников рано или поздно выгонят".
В 31-ый лицей набирают в 4 классе на конкурсной основе. Сначала школьник ходит полгода на курсы по воскресеньям, потом проводятся несколько итоговых контрольных. Всем сомневающимся бывшие выпускники советуют походить на курсы, чтобы получить представление о лицее. Если прошли по конкурсу, лучше однозначно переводиться, не стоит отказываться от возможности учиться в лучшем лицее Челябинска у талантливых учителей вместе с одарёнными одноклассниками.
"Если всё пойдёт хорошо, школьник без проблем поступит потом чуть ли не в любой ВУЗ в стране по технической специальности. Очень многие из 31-го поступают по результатам олимпиад, остальные по ЕГЭ, который в среднем по 31-ому очень высокий. Не удивительно, ведь в 31-ом учат решать не типовые задачи ЕГЭ, в 31-ом учат думать, самостоятельно находить решения. Это совершенно другой уровень. Я сейчас учусь на втором курсе МФТИ. Если бы не учеба в 31-ом лицее, вряд ли бы я туда поступил".
Максим Анфиногенов, студент ЮУрГУ (ВШЭКН), год выпуска - 2015:
"31 лицей - это прежде всего стремление всегда узнавать что-то новое, покорять новые горизонты, никогда не останавливаться на достигнутом. Сначала было учиться очень тяжело, пару раз хотелось уйти. Но лицей подарил мне «восторг открытий». И уже только ради этого там стоит учиться".
Поступать в 31-й лицей стоит людям, которые хотят буквально грызть "гранит науки", которые готовы не лениться и преодолевать трудности. Это будет тяжело, но игра стоит свеч. С людьми из 31-го лицея общаться очень интересно.
"Когда я учился, у нас был очень дружный коллектив. Со многими одноклассниками дружу до сих пор, а с ребятами из параллели ещё в восьмом классе мы основали музыкальную группу. Сейчас учусь на факультете информационной безопасности. Та база, которую дал мне 31-й, просто неоценима. Наверное, 31 лицей - это моё самое любимое и родное место. Там живёт наука, там пахнет знаниями. В моём сердце всегда будет место для моего любимого лицея".
Отметим, что прежде всего в 31-м лицее акцент делается на математику, информатику, физику, но предметы других, в том числе гуманитарных направлений, тоже преподаются на достойном уровне.
Павел Плюснин, студент МФТИ, год выпуска - 2015:
"По моему мнению, 31 лицей – лучшее учебное заведение в Челябинске. Там есть множество кружков самых разных направлений – от кружков по лингвистике и литературе до конструирования и программирования роботов, пайки электросхем. Главное, все они бесплатны! Я нигде больше не видел такого широкого спектра кружков. Везде, где есть хоть часть чего-то подобного, за внеклассные занятия берут большие деньги. У нас же в лицее может заниматься любимым кружком абсолютно бесплатно любой желающий".
В нашем лицее есть несколько лабораторий. В одной можно собирать собственных LEGO роботов, программировать их поведение, участвовать в соревнованиях по скоростному прохождению трасс или по «сумо» – настоящих сражениях между роботами. Эти соревнования проходят на самых разных уровнях, команды соревнуются и с командами из других школ и даже ВУЗов. В другой лаборатории находится токарное оборудование (фрезерный станок, например), множество мощных компьютеров для программирования и вычислений, радиотехническое оборудование, 3D принтер, микроконтроллеры. Всем этим может заниматься любой ученик.
Также в лицее есть несколько лабораторий по физике – в них по программе все ученики в 10-11 классах выполняют лабораторные работы по всем направлениям физики – механике, термодинамике, электричеству, оптике. Все учебные кабинеты хорошо оборудованы: сделан хороший ремонт, есть соответствующее предмету кабинета оформление (электронные и простые таблицы Менделеева, стеллажи с книгами), электронные доски в кабинетах физики и информатики, много компьютеров в компьютерных классах… Для спорта в лицее есть спортзал, тренажерный зал, большая спортплощадка на улице.
"Почти все выпускники лицея уезжают поступать в лучшие ВУЗы страны: МГУ, ВШЭ, МФТИ, «Бауманка», СПБГУ, ИТМО, некоторые уезжают заграницу. Ни к каким репетиторам никто не ходит, максимум - дополнительные занятия для подготовки к ЕГЭ по русскому и английскому языкам. После 31 лицея на первом курсе института учиться было несложно даже в таком ВУЗе, как МФТИ (порог поступления достигает 297 баллов ЕГЭ). Субъективно, школьная база у нас была одной из лучших, если не самой лучшей по стране! Хоть и считается, что в Москве школы лучше, чем в регионах, наша подготовка была глубже и шире. Это не преувеличение, что первый семестр в ВУЗе мы проходим еще в школе".
Так что перспективы после окончания 31-го лицея открываются очень широкие. Как утверждает выпускник, в 10-ый добирают целый класс из других школ. К концу обучения никто бы не сказал, что они «слабее» первоначально здесь учившихся – все также поступили, куда хотели.
В лицее есть и «литературная гостиная» - атмосферный кабинет с камином и картинами. Картинные экспозиции регулярно меняются. Периодически сюда приезжают современные российские писатели: Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Дмитрий Быков и другие. Они читают лекции учащимся.
Захарова Ольга, студентка СПбГТИ (ТУ), год выпуска - 2015:
"Очень рада тому, что в свое время родители отдали меня именно в лицей № 31. Здесь меня научили учиться, прошу прощения за тавтологию, испытывать тягу и любовь к получению знаний, пожалуй, самым главным навыкам в жизни любого человека. Спустя два года после окончания вспоминаю лицей с невероятной теплотой. Во время зимних и летних сессий стараюсь выбраться и приехать в школу, чтобы повидаться с преподавателями, со старыми знакомыми, которые учатся в Москве или других городах, вспомнить прошлое и немного поностальгировать".
11-й лицей – это высокий уровень преподавания: лучший выбор для желающих успешно сдать экзамены
Анастасия Курчатова, студентка Финансового университета при Правительстве РФ, год выпуска - 2015:
"11-й лицей по уровню и качеству образования достаточно высок, к каждому ученику имеется личный подход, учителя стараются дать знания всем ученикам. Если не усваивается материал, могут уделить своё внеучебное время. Я бы посоветовала учиться именно в лицее № 11, так как к сдаче экзаменов учителя здесь относятся серьёзно, делают все возможное, чтобы ученики поступили потом в лучшие вузы России и за рубежом."
Особенно сильны в лицее № 11 начальные и средние классы. «Дикая» нагрузка – это то, что упоминали выпускники в качестве минусов обучения здесь (как и в 31-м лицее), но, как тут же добавляли опрошенные, это плата за хорошую подготовку.
Ростислав Цветков, бакалавр авиационных технологий при университете Торонто, год выпуска - 2016:
"От моего лицея остались приятные впечатления (учителя, администрация). Довольно разряженная атмосфера - дружеская, нет вражды какой-то, или она минимальна и на учебный процесс не влияет. Сам поступил в этот лицей после 6-го класса, по сравнению с предыдущей школой - небо и земля. Поступать всем советую, так как уровень преподавания высокий (отсюда и хорошие результаты ЕГЭ). Благодаря лицею я занялся научной деятельностью, посещал различные конференции в Челябинске и Москве. Сам теперь учусь в Канаде, оказался там благодаря научному проекту".
82-й лицей – это равномерное внимание всем предметам: для любителей лицейских традиций
Ксения Гусева, студентка МГСУ, год выпуска - 2015:
"Я в 82-и лицее училась два последних класса. Конечно, мне там нравилось учиться больше, чем в моей прошлой 48-й гимназии. Преподаватели в лицее оказались просто отличные! Лицей физико-математический, но внимание уделяется всем предметам".
После 7-го класса наступает деление по профилям. Параллель «перемешивается», в 8-й класс ребёнок поступает в лингвистический класс с уклоном на иностранный язык, химико-биологический, откуда легко поступить в медицинский университет, информационный, где уделяется большое внимание программированию. И конечно, есть вариант физико-математического уклона, откуда выпускники обычно предпочитают поступать на технические специальности. Даваемый материал немного разнится в этих профилях. Поэтому в 7-м классе, если у ребёнка не явно видна предрасположенность к одной «ветви развития», потребуется помощь родителя в совершении такого выбора.
Забудкина Евгения, студентка ЮУрГГПУ, год выпуска - 2015:
"Мне очень нравится моя школа - лицей № 82. В неё я ходила с первого класса и ни разу не пожалела. Хотя в нашей школе учиться несколько труднее, потому что больше требований к ученикам. Школа помогла поступить туда, куда я хотела. Я сдала хорошо ЕГЭ и поступила на бюджет. Надо отметить, что это школа традиций, которых хочется придерживаться: День самоуправления, когда старшие ученики ведут уроки; День лицеиста, где каждый класс готовит выступление; и, конечно же, ношение строгой формы, так как это очень дисциплинирует".
Добавим, в 82-м лицее существует достаточно неплохая команда КВН, два хороших компьютерных класса, химическая лаборатория, и прекрасные преподаватели иностранного языка. Известны случаи, когда особо одарённые ученики изучали одновременно английский и немецкий.
1-я гимназия – это, прежде всего, творчество: преподаватели здесь по-настоящему любят своих учеников
Максим Асмолов, студент ЮУрГУ, год выпуска - 2015:
"Закончил я школу в 2015 году. Прошло уже два года, а будто вчера это было. После школы осталось огромное количество эмоций и впечатлений, который запали мне в душу на всю оставшуюся жизнь. Первая гимназия была и будет моим вторым домом, в который я время от времени всё же возвращаюсь. Потому что после поступления в университет стало особенно не хватать родных парт и преподавателей, которые учили тебя 11 лет".
Один из важнейших моментов первой гимназии – творчество, ему отводится огромное место. «День творчества», когда ребята начинают готовить театральные представления на заданную им тематику, всевозможные балы, благотворительные ярмарки - всё это помогает школьникам отвлекаться от рутинной учебы и, конечно, войти во взрослую жизнь уже коммуникабельный человеком, тем человеком, за которым будут идти люди – лидером. Не зря девиз школы звучит как «Традиции. Творчество. Братство».
"И это действительно так, ведь ученики, выпускники, учителя первой школы - все мы неразрывно связаны этой семейной нитью первошкольников. Посоветовал бы я привести ребенка в 1 гимназию? Однозначно! Надеюсь, мои дети будут учиться именно в этой школе. 1 гимназия - это не просто высокий профессионализм учителей, это преподаватели, которые по-настоящему любят своих учеников, они вкладывают душу в свои уроки".
Сейчас наш респондент учится на факультете журналистики. Он утверждает, что, как только пришел в университет, сразу почувствовал себя гораздо увереннее, чем одногруппники - первая гимназия даёт о себе знать. С учебой нет никаких проблем, так как был заложен большой багаж знаний в школе.
Что общего можно сказать про вышеназванные школы?
Конкуренция в классе стимулирует развитие молодого человека. Олимпиадники имеют небольшие привилегии. В лицеях и гимназиях ценится способность нестандартно мыслить. Если у ребенка есть способности, ему обязательно помогут развивать их дальше. Сами знания - это всего лишь инструмент. Способность быстро прийти к правильному решению, способность размышлять – вот что ценится.
Обратный эффект конкуренции: любому человеку психологически сложно быть аутсайдером, приходится либо бороться, либо свыкнуться с ролью отстающего. Так или иначе, для обучения необходимо стремление самого ученика, от его заинтересованности зависит результат его становления. Родители, решающие, куда отправить свое чадо, определяют лишь его окружение.
Ева Полякова