Голландская концепция развития центра Челябинска. Каковы шансы реализации?

В масштабном конкурсе на лучшую концепцию сохранения и развития центра Челябинска первым, как известно, стал проект компании из Амстердама компании DE ARCHITEKTEN CIE. Напомним, основной идеей конкурса было сохранение уникальной исторической среды в центре города и повышение туристической привлекательности Челябинска. Предполагалось предусмотреть органичное включение реки Миасс в структуру центра города. Что же получилось?
Голландская концепция развития центра Челябинска. Каковы шансы реализации?
В историческом центре Челябинска. Проспект Ленина

О том, что река Миасс не объединяет, а разделяет Челябинск, говорили многие специалисты. Идея победителей конкурса как раз и заключалась в соединении города с рекой с двух сторон посредством жилого острова на Миассе, отделённого от Заречья каналом. На реке должен появиться еще один - вантовый - мост. Он будет предназначен для пеших прогулок. По замыслу мост будет внешне напоминать солнечные часы. В частности, за счет круглой формы и стелы-опоры.

Здание органного зала «Родина» должно оказаться в окружении небоскрёбов. Но при этом оно будет контрастировать и даже выделяться на фоне новых домов. «Органный зал станет этаким бриллиантом в сочетании старого и нового. Нужно сохранить больше прежней городской ткани и добавить новые здания, новую комфортную среду», - обосновал свою идею партнер DeArchitektenCie Перо Пульиц.

На площади Революции, главной площади Челябинска, архитекторы предложили возвести два культурных центра. Между ними предложено натянуть крышу, которая прикроет зрителей и у частников концертов от дождя летом, а в жару даст прохладную тень. Мысль интересная. Факт, что большую часть года площадь Революции никак не используется. Правда, тогда негде будет проводить парад на День Победы. А согласие властей на такой вариант представить невозможно.

Важную мысль высказал гоподин Пульиц по поводу экономических перспектив, которые имеют прямую связь с архитектурным построением центра города.

«Экономика города должна постепенно меняться: молодые специалисты после получения образования будут оставаться в городе и создавать новые места креативной индустрии. Постепенно Челябинск будет отходить от промышленности», - заявил Пульиц.

В проекте голландцев предусмотрено три стратегии: обновление общественных пространств (улиц) за счёт добавления малых архитектурных форм и высадки деревьев, трансформация кварталов и стимулирование развития центра с помощью проектов-катализаторов.Также предусмотрено продление пешеходной зоны по улице Кирова до перекрестка с улицей Братьев Кашириных, что кажетя чересчур революционным. Поскольку в центре и так напряженно с автомобильным движением. На новой Кировке, если проект продления пешеходной зоны все же реализуют, останутся трамвайные пути, но улица будет закрыта для автомобилей. Но пока это только проект.

«Видно, что специалисты из Нидерландов с присущей им скрупулезностью подошли к проекту преобразования нашего города, - отметил в беседе с корреспондентом Lentachel.ru Эдуард Мухамадеев, генеральный директор компании «Оливковый папа», проектирующей малоэтажную застройку. - Лично меня порадовало, что основной акцент в концепции грядущего развития Челябинска был сделан на реку Миасс, не получавшей, как мне кажется, всё это время должного внимания. А также важно, что внимание архитекторов обращено на наши рекреационные зоны - уже существующие парки и скверы, такие как Алое Поле, бульвар Славы, новый остров, парк Гагарина, которые практически не организованы для комфортного досуга людей (не хватает гармоничного ландшафта, малых архитектурных форм, уличной мебели и т.д.)».

Второе место в конкурсе заняла московская компания «АМ "Атриум"». Ее проект эксперты в Челябинске сейчас называют наиболее перспективным для реализации. Третье место взяла челябинская компания с удивительным названием «Стальное вымя». Поощрительные премии получили московские ГАУ «НИ и ПИ ГРАДПЛАН ГОРОДА МОСКВЫ» и «Яузапроект». Последний достоин, на наш взгляд, более подробного описания. В частности, «Яузапроектом» запланирована новая, по сути, набережная на реке Миасс.Кроме того, до 20% территории центра города предлагается отдать под общественные пространства: скверы, площади. Концепция предусматривает сужение русла Миасса (о необходимости чего говорят давно) и реализацию комплексного проекта по решению экологической катастрофы, постигшей реку: от модернизации и перевода из города некоторых промышленных предприятий до формирования береговой линии. Градостроители убеждены, что одной очистки реки недостаточно, нужны и более решительные меры. С таким подоходом не поспоришь. В самом деле, Челябинску нужно и реку приводить в порядроь, и воздух очищать.

Отдельного упоминания заслуживает то, что в «Яузапроекте» придумали, как использовать главный челябинский долгострой – метро. Тоннель на 20% выполнен. Перспектив достроить метро, положа руку на сердце, нет. Но через вырытый тоннель можно пустить, например, линию скоростного трамвая. Это фактически легкорельсовый транспорт, аналог которого уже действует в Бутово и на ВДНХ (Москва).

В голландском проекте, по утверждению «Яузапроекта», есть архитектура и искусство, а в их собственном проекте - градостроительство, фундамент, на котором можно возводить эту самую архитектуру. «Когда они (голландцы - авт) начнут заниматься улично-дорожной сетью, придут к нашему результату. Важно, чтобы в городе был главный архитектор, но еще важнее – главный градостроитель. И чтобы у него был трезвый взгляд на город и его развитие», - объяснил свою позицию Илья Заливухин, представитель «Яузапроекта».

Финалистов конкурса определили, как мы сообщали, еще минувшим летом. В конце августа они в Челябинске ознакомились с территорией планировки. Победа голландцев по-своему логична. Очень часто и в рпежние времена иностранные архитекторы (преимущественн, правда, итальянские) приглашались в Россию для постройки крупнейших объектов.

За столетия голландская архитектура развилась, достигнув необыкновенных высот. Некоторые голландские архитекторы - такие, как Вини Маас или Рем Колхаас — известны во всём мире. Вспомним, именно с Голландии Россия когда-то начала прорубать пресловутое «окно в Европу». Голландская гражданская архитектура легла в основу так называемого «Петровского барокко» - архитектурного стиля, одобренного Петром I для проектирования зданий в Санкт-Петербурге.

«Я искренне рад, что компания мирового уровня DE ARCHITEKTEN CIE проявила интерес к преобразованию Челябинска. Она может внести в наш хаотичный, промышленный город чуточку европейского изящества и лаконичности», - говорит Эдуард Мухамадеев.

Некоторые архитекторы выражают нынче скепсис по поводу реализации голландского проекта, называя его ярким проектом только для победы в конкурсе. Тот же главный архитектор Челябинска Николай Ющенко заметил, что реализовать проект-победитель можно только в течение 50 лет! При этом в московских проектах, занявших четвертое и пятое места, очень сильная, на взгляд Ющенко, аналитическая часть.

Вице-мэр Челябинска по вопросам градостроительства Владимир Слободской подтвердил перспективность использования проектов «Яузапроекта» и института градплана Москвы: «Было три московских компании, «Яузапроект» использовал очень научный подход, пусть он и менее практический, но интересная задумка. Вообще каждый проект интересен по-своему, значительная часть идей будет использована нами в перспективе до 2050 года». Понятно, что сам Слободской вряд ли доработает до 2050 года в нынешнем качестве. А значит, его прогноз при всем желании не проверишь.

Всё-таки не совсем понятна идея сначала оформить всё мероприятие в форме конкурса, раздать места и призы за это, а потом вдруг объявить, что из каждого проекта что-то будет взято по отдельности. Выходит, в результате каждый отдельный проект будет искажён. Ни о каком цельном подходе говорить не приходится. Может быть, имело смысл изначально взять старый проект реконструкции набережной и доработать его с учётом современных условий?

Всего на конкурс было заявлено более 30 компаний-участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Нижнего Новгорода, Иркутска, Уфы, Томска и Амстердама, наибольшее количество работ было из Челябинска. Но во второй тур прошла только одна. Работа архитектора несколько сложнее, чем её пытаются порой показать. Во-первых, необходимо пройти, что называется, своими ногами по улицам, сделать огромное количество фотографий, набросков. Это не подходит для одиночки, это работа для серьёзных компаний с многолетним опытом и большим ресурсом, в том числе кадровым.

Напомним, ранее в Челябинске прошел другой архитектурный конкурс – Archchel-2020. В нем были выбраны лучшие проекты набережной Миасса, конгресс-центра и нового аэропорта. Это идеи для проектирования объектов к саммитам ШОС и БРИКС в 2020. По окончании конкурса оргкомитет устроил народное голосование за лучшие проекты из шорт-листа, в голосовании приняли участие больше восьми тысяч южноуральцев. Правда, Челябинск пока не получил 100% гарантий, что самми ШОС и БРИКС пройдет именно у нас. И смог последнего времени лишь добавляет скепсиса по этому поводу.

В целом важно, конечно, что подобные конкурсы в Челябинске проводятся. Проекты, которые представляют разные участники, раздвигают горизонты в развитии города. А проблемы начнутся при, собственно, реализации. Необходима колоссальная работа, в первую очередь, юридическая. Предстоит увязать новые проекты с генеральным планом города. Либо опять менять генплан. Особняком стоят проблемы, касающиеся территорий, находящихся в частной собственности. В свое время, например, из-за нерешенности этих проблем не получилось продлить улицу Орджоникидзе и создать еще одну транспортную артерию в центре.

Центр Челябинска, конечно, сейчас не в лучшем состоянии, если сравнивать с другими крупными городами страны. При современном подходе сделать наш центр одним из лучших в России, наверное, возможно. Но придётся помимо подбора хорошего архитектурного проекта и привлечения необходимых инвестиций еще и заинтересовать в этом развитии собственников частных участков. Сейчас в центре города много пустырей, где нет понимания, что с ними делать.

Есть мнение специалистов, что как такового исторического центра в Челябинске просто нет. И это упрощает решение множества проблем. Архитектурная самобытность центра города давно уничтожена строительством многоэтажных зданий вдоль набережной. Которые плохо соотносятся между собой с точки зрения высотности, архитектурного стиля и прочих факторов. Так считают краеведы и историки, так думают многие челябинцы. Именитые архитекторы, увидев иные челябинские небоскребы (например, "Челябинск-сити"), даже предлагают запретитьвпредь производство голубого и зеленого стекла.

Отдельная проблема в крайней дороговизне в реализации многих предложенных участниками упомянтых конкурсов идей. Так что проведённый конкурс – это даже не полдела, это лишь начальная точка, в которой проект может умереть, не вступив в стадию реализации. Полностью реконструировать центр, не закрывая его (а это деловой центр города, его сердце) – задача архисложная. Потребуется подведение спецтехники, перекрытие дорог. Не факт, что объездные дороги справятся с такой нагрузкой, многие основные магистрали идут как раз через центр города. Впрочем, это тема для отдельной дискуссии.

Ева Полякова

Новости партнеров

Нашли опечатку?