Как сообщает пресс-служба регионального УФАС, администрация в условиях законодательно разрешенной деятельности микрофинансовых организаций с использованием нестанционарных торговых объектов препятствовала работе таких компаний в Магнитогорске и ограничивала право хозсубъектов предоставлять им в аренду киоски и павильоны.
На территории отдельного муниципального образования в противовес всем регионам России администрация Магнитогорска без правовых оснований установила «особые» условия деятельности в сфере микрофинансирования. Чиновники Магнитогорска решили, что микрофинансовые организации не имеют право выдавать микрозаймы гражданам в нестационарных торговых объектах, поскольку такая площадь предназначена только для торговой деятельности. Администрация города указала на два возможных выхода из сложившейся ситуации: прекращение микрофинансовыми организациями деятельности либо расторжение заключенных договоров аренды с арендаторами земельных участков, предоставляющих их микрофинансовым организациям для оказания услуг.
Челябинское УФАС России, рассмотрев поступившие заявления от прокуратуры Челябинской области, нескольких микрофинансовых организаций и СРО «Союз микрофинансовых организаций», выдало администрации Магнитогорска предупреждение. В действиях администрации Магнитогорска содержатся признаки нарушения требований закона о защите конкуренции. Администрация города на своем официальном сайте разместила информацию о незаконности мирозаймов в киосках и павильонах. Главам районных администрацией дано поручение о недопущении такой деятельности на своих территориях. КУИЗО администрации Магнитогорска хозсубъектам, предоставившим в аренду микрофинансовым организациям нестационарные торговые объекты для микрофинсирования населения, направлены претензии о нарушении условий договора в связи с нецелевым использованием арендованных участков.
Выявлено, что целевое назначение объекта некапитального строительства договорами аренды земельного участка определено не было, а схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Магнитогорска допускает использование таких объектов для оказания финансовых услуг организациями.
Согласно пп. 2 и 8 ч.1 ст.15 закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством России требований к товарам или хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
Челябинское УФАС России выдало администрации города предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, которое не было исполнено. Поэтому УФАС возбудило в отношении органа местного самоуправления дело о нарушении антимонопольного законодательства. Попытки администрации Магнитогорска обжаловать выданное предупреждение в Арбитражном суде Челябинской области и 18-ом арбитражном апелляционном суде успехом не увенчались.