«Резиновый дедушка»: 30 лет спустя

В отечественной музыкальной культуре некоммерческая музыка развилась в 80-е годы ХХ века, на закате СССР. По тем временам это был глоток свежего воздуха на фоне чересчур академичной и скучной советской эстрады. Но и сейчас, когда выбор музыки, казалось, намного шире, есть немало ценителей некоммерческого направления. Например, такого исполнителя, как группа «Резиновый дедушка». Группе, к слову, исполняется в этом году, шутка ли сказать, 30 лет!

Некоммерческая музыка и народная любовь

Первую песню Богатенков написал еще в школе. Называлась «Цветок» - на стихи Анатолия Жигулина, опубликованные в журнале «Юность». Строчки из нее он помнит до сих пор. «Стоит цветок на склоне рва…». Ее потом пели сверстники во дворах под гитару. Можно сказать, первый хит…

«Резиновый дедушка» возник в перестроечную эпоху. Первый период в существовании группы - вторая половина 80-х годов. Кстати, Богатенков работал тогда …экономистом в УралНИТИ (Уральский научно-исследовательский трубный институт). Поскольку окончил в Свердловске СИНХ (институт народного хозяйства). Как его, спрашивается, туда занесло? А за компанию! Кстати, девушки в институте советовали ему, глядя как он все время рисует на лекциях, пойти в архитектурный. Это вообще-то было куда ближе к музыке. Макаревич по образованию архитектор, Бутусов тоже. Но Юра только отмахивался тогда от подобных предложений.

Группа Богатенкова – типичный представитель лидерского класса музыкальных коллективов. Состав на протяжении ряда лет менялся. Музыканты уходили и возвращались, приходили совсем новые имена. В записях двух последних альбомов участвовали музыканты из группы «Томас» и другие матерые личности из челябинского музыкального сообщества – Виктор Риккер, Александр Ланге, Сергей Шариков. Неизменным оставался только стиль исполнения – ритм-энд-блюз и главный «дедушка» - Юрий Богатенков — автор текстов и музыки.

Песни группы нравятся людям разных поколений. Поэтому, наверное, «Резиновый дедушка» и существует так долго. В соцсетях сейчас можно найти тексты всех или почти всех песен Богатенкова. Те, кто были первыми слушателями, сейчас приходят на современные концерты «дедов» уже с детьми, а подчас и с внуками. По нескольким песням сняты популярные клипы. Одну из самых известных («По цехам») в одноименном клипе поет хор мальчиков с театральной сцены. Вряд ли такое можно было себе представить в далеких 80-х. Тогда Челябинск с восторгом только знакомился с песнями Юры. «По цехам», «Антонида», «Рак-отшельник», «Убей бюрократа», «Делай больше денег», «Не гони меня» и другими. Когда в Челябинск приехал легендарный Майк Науменко со своим «Зоопарком», Богатенков с партнерами выступили на разогреве. Майк очень хорошо отозвался тогда о «Резиновом дедушке».

Юра Богатенков говорит, что прелесть некоммерческой музыки именно в том, что она отсеивает стадо, слушающее музыку по телевидению и радио. Люди приходят на концерты «Резинового дедушки», потому что им действительно нравятся эти песни. А не потому, что это модно.

Одна из 12 лучших рок-групп СССР

В далеком 1990 году в Ленинграде проходил рок-фестиваль «Аврора-90». «Резиновый дедушка» уже был известен в музыкальных кругах. Группу пригласили к участию в фестивале. В итоге челябинский коллектив вошел в число 12-ти лучших команд, песни которых были записаны в итоговом альбоме фестиваля. Там отметились «Чайф», «Крематорий», «Настя», «Апрельский марш», «Аукцыон», «Ноль», другие. В этом славном ряду было и название челябинской группы. Причем, в отзывах на альбом писали про «Резинового дедушку», например, такое: «чистой воды ЧАЙФ, только помоложе и понаглее, и подрайвовее на порядок». «Дедушкам» такое слышать было, разумеется, лестно. Кстати, неудивительно, что со временем «Чайф» стал петь и песни Богатенкова – ту же «Белую лошадь», «Делай больше денег». А «Настоящих мужчин» Шахрин и Богатенков не так давно спели и вовсе дуэтом.

В июле в челябинском Историческом музее планируют открыть выставку, посвященную челябинскому року. Ожидается появление редких фото, музыкальных инструментов и даже личных вещей рок-музыкантов. Наверняка там будут и предметы, связанные с историей «Резинового дедушки».

«Белая лошадь» и другие

В 90-ые годы группа частенько играла в клубе «Минотавр» (географический корпус ЧелГУ на ул. Болейко). Это был несколько расхлябанный период с точки зрения творчества. Россияне в те годы занимались выживанием, поэтому и музыканты нередко халтурили в прямом смысле слова. Богатенков иногда мог позволить себе вообще не приехать на свой же концерт. Тогда Коля Ананьев (ритм-гитара) и Андрей Семерня (бас) отдувались на сцене без него.

В начале нулевых годов Богатенкову позвонил директор «Чайфа» Илья Спирин. И предложил подписать договор на право использования песни «Белая лошадь», которая очень понравилась лидеру «чайфов» Владимиру Шахрину. Договор был подписан. «Чайф» записал песню в студии. Далее «Чайф» стал исполнять ее на концертах, иногда она звучала по радио. Это дало второй микротолчок в развитии челябинской рок-группы.

Я не музыкант, я творческая единица

С Юрой говорить одновременно просто и сложно. Думаю, он понимает уровень своего таланта. И в то же время не позволяет себе показывать это. Безусловно, один из самых ярких музыкантов Южного Урала, он за эти 30 лет не заработал капитала на своем творчестве. Есть лишь небольшие авторские от периодической прокрутки на радио трех его песен – «Белая лошадь», «Настоящие мужчины» и «Контуженная Юля». Может быть, сам музыкант не очень стремился быть коммерчески успешным. А может, звезды так легли. Но факт то, что его музыку любят люди в возрасте, любит молодежь. Да и детям его песни тоже нравятся. Особенно рок-н-роллы, под которые можно танцевать. Наверное, это самое главное. Хотя, конечно, стабильный заработок музыканту за счет именно музыки (концерты, записи) не помешал бы. А пока в отсутствие такового Богатенков уже много лет работает …журналистом. Он и сейчас трудится в пресс-службе государственного исторического музея Южного Урала.

Концерты периодически группа играет, как и в прежние годы. Это небольшие площадки с благодарной публикой, которая многие старые песни знает наизусть. Впрочем, в последние годы появилось не менее десятка новых полноценных хитов, которые сейчас записываются в студии. Так что ждем к выходу очередной альбом. Рабочее название – «Девичья машина». К слову, девушки Богатенкова любили всегда. Я однажды поинтересовался: в чем секрет его успеха у женщин. Небогат, уже не так молод. «Дедушка» в ответ пожал плечами. В самом деле, говорит, любили и любят. Хотя не все и не всегда. А за что любят – он сам не знает. Загадка, мол, неразрешимая. И добавил: «Но точно не за красоту и не за крутизну. Иногда, что порой особенно радовало, не за музыкальные достижения».

Богатенков говорит о себе парадоксальные вещи. Мол, он вообще не музыкант и нотной грамоты не знает. Но играть на гитаре любит и умеет. Так кто же он тогда, если не музыкант? Собственный ответ Юры немного туманный: «Я – творческая единица». Если вдуматься, все правильно. Богатенков – поэт-песенник, композитор, гитарист, певец, а еще весьма интересный художник. И хорош, на взгляд автора этих строк, во всех перечисленных качествах.

Понятно, что этой яркой творческой единице трудно работать в условиях жесткой регламентации своей деятельности. А работать приходится именно так. Ибо в России даже самые известные музыканты порой сталкиваются с финансовыми трудностями. Чего уж говорить про провинциальных артистов сцены? Но 8-часовой рабочий день, а нередко и более продолжительный – то, с чем «дедушка» научился мириться. Главное – чтобы при этом сохранялась возможность заниматься любимым делом. А писать в качестве журналиста можно о чем угодно. Понятно, что про музыку писать интереснее, чем, скажем, про коров.

Богатенков не только играет, но и много слушает. Чаще всего рок-ветеранов – «Роллинг стоунз», Роберта Планта, других музыкантов «со знаком качества». Порой удивляется: «как-то незаметно им стало по 60-70 лет».

«Девичья машина»

В новом альбоме (под рабочим названием «Девичья машина») будет немало песен, которые раньше не записывались. Например, «Чайки орут», которая сочинялась долго, а теперь поется на одном дыхании. Но будут и совсем старые типа «Я меняю работу». Песня, которой уже лет 30. Своего рода получится отчетный альбом о творчестве группы в целом за многие годы. Хотя, возможно, такой задачи и не ставилось. К записи привлечены проверенные музыканты: Александр Ланге (бас), Владимир Бирюков (гитара), Виктор Риккер (барабаны). У пульта – бессменный звукорежиссер Азат Галеев.

Не первый раз обращаю внимание, что добрая половина песня Богатенкова посвящена так или иначе женщинам. От «Сони Кривой» до «Контуженной Юли». Образы, причем, весьма разные. Музыкант признается, что в самом деле женщины часто становятся источником вдохновения. А вот мужчины вдохновляют куда реже. В общем, женщины остаются и 30 лет спустя источником вдохновения и одновременно неразрешимой загадкой. «Бог создал женщину, ему и отвечать». Так называется песня Богатенкова, которая стала любимой у автора этих строк.

Герман Галкин

Рисунок Юрия Богатенкова

Новости партнеров

Нашли опечатку?