Фильм повествует об отношениях будущего императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской, а также о его выборе между долгом, чувствами и Родиной. «Христианское государство – святая Русь» считает, что этот фильм – плевок в сторону монархии, так как он порочит канонизированный Русской православной церковью (РПЦ) образ царя Николая II и всего дома Романовых.
Руководители челябинских кинотеатров отвечают, что кинокартина снята с частичным государственным финансированием, ее сценарий получил одобрение Фонда поддержки российского кино. Если есть претензии политического и религиозного плана к этому проекту, письма надо писать не кинотеатрам, а Министерству культуры России, которое принимает решение о выдаче прокатного удостоверения фильму.
Челябинская епархия, в ответ на наш запрос, заявила, чтосогласна с официальной позицией Церкви, выраженной Синодальным отделом по взаимоотношениям с обществом и СМИ. А позиция такова: допускающие угрозы в адрес создателей фильма «Матильда» организации не имеют отношения к Церкви. Однако мы решили получить более подробный ответ, ведь внимание населения к этому фильму изрядно подогрето. Более того, если православные активисты, от которых открещивается официальная церковь, против, создаётся дополнительно эффект «запретного плода».
С этой мыслью согласен руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии РПЦ Константин Путник:«Антипрокатную кампанию, поднятую отдельными горячими головами, именующими себя православными, вполне можно рассматривать как пиар, как раз направленный на информационную раскрутку фильма, т.е. цели они достигли обратной поставленной: возбудили общественный интерес к фильму режиссера, который никогда в России не был популярным», - заявил он в беседе с корреспондентом Lentachel.ru.
С точки зрения Путника, Алексей Учитель - конечно, режиссер-провокатор. По мнению руководителя миссионерского отдела, о провокативности фильма свидетельствует тот факт, что его съемка и выход в прокат приурочены к трагическим юбилейным датам: 100-летию Февральской и Октябрьской революций, к 100-летию расстрела Царской Семьи.
«Это не первая провокация Учителя. В 1990-х годах прошла информация о том, что вместе с Дуней Смирновой – нынешней женой Анатолия Чубайса – он изготовил сценарий фильма «Дом»: о комсомолках, которые в годы Великой Отечественной войны по заданию партии в одном из северных Домов культуры якобы сексуально «обслуживали» английских и американских моряков с кораблей морских конвоев, привозящих в СССР грузы по ленд-лизу. Намерение снять такой фильм вызвало возмущение наших ветеранов. Понятно, к ним в то время никто не прислушался. Но вмешались ветеранские организации США и Англии, также выразившие свое возмущение. В итоге от съемок фильма Учитель отказался», - сообщил Путник.
Руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии РПЦ, сообразно со своим положением, процитировал напоследок Евангелие от Матфея:«По слову Спасителя, «не может… дерево худое приносить плоды добрые», говоря об Учителе.
Интересно, что православная молодёжь Южного Урала согласна со старшим поколением в основной идее. Кирилл Белоусов, координатор Челябинского православного студенческого клуба «Призма» заявил, что он против цензуры в области киноискусства и цензуры как таковой. Покушение на свободу слова, как правило, рождает только противодействие и делает тем, кто мыслит не так, как православные христиане, дополнительную рекламу. Также происходит и с фильмом «Матильда», считает он.
«Мне кажется, фильм нацелен на дешевый успех. Судите сами по описанию картины на «Кинопоиске»: «Последний русский император и балерина, утвердившая славу русского балета. Страсть, которая могла изменить русскую историю...» Возникает вопрос: что мы вообще знаем о жизни Николая II до брака с Александрой Федоровной? Конечно же, он мог влюбляться. Но важно то, что после венчания с Александрой Федоровной он сохранил чистоту своего брака», - подчеркивает Белоусов.
Несмотря на то, что Кирилла поражает, что столь талантливый режиссер подобным образом расставил акценты в своей картине, всё же он считает, что Учитель имеет право на свое собственное мнение и свободное транслирование этого мнения, хотя оно и кажется другим ошибочным.
«Сам Государь в свое время не опускался до пререкательств с тем, кто думал о нем подобным образом. Как православный человек я почитаю царя Николая как святого страстотерпца - человека, который до конца остался верным Богу и не встал на путь мщения своим земным врагам. Моей вере фильм «Матильда» не повредит. Он не затрагивает тему православной веры – следовательно, нельзя его считать кощунством. Но я понимаю и разделяю чувства тех, для кого Государь особенно близок как святой и пример для подражания. Хочется попросить проявить их евангельское смирение. Не стоит участвовать в этом надуманном конфликте», - призывает Белоусов.
Киноведы Челябинска закономерно отказались говорить о фильме, по которому пока есть только трейлер. Однако намекнули, что хотя Учитель – фигура сложная и творческая, в дешёвом политиканстве его уличить сложно.
Позиция государства достаточно двоякая: с одной стороны, фильм профинансирован Министерством культуры. С другой стороны, несмотря на прямые угрозы насилия в отношении проката ленты, государство терпимо относится и к организации «Святая Русь». Государство пытается делать шаги к преодолению идеологической расхлябанности и вседозволенности? При этом оставляя право на художественную свободу. Но его положение самое незавидное в этой ситуации.
Пока скандал находится в вялотекущем состоянии, у населения есть время подумать и сделать выбор – смотреть или не смотреть. Как сказал Белоусов, веру русского человека в царя это вряд ли пошатнёт. Осталось понять, много ли этой веры. Большинство населения России, согласно недавним опросам, вовсе не хочет возрождения монархии.
Ева Полякова