Доступная среда будет – но только для новых объектов

Обычно разговоры о доступной среде для инвалидов завязаны только на магазинах. Но инвалиды-колясочники интересуются не только покупкой новой одежды и продуктов (да и что можно купить на пенсию по инвалидности?). Проблемы с пересечением расширенных улиц с мудрёно расставленными светофорами, преодоление 30-см бордюров – вот это квест. А по новым принятым поправкам оборудование доступной среды ограничивается только вновь строящимися зданиями.

Инвалиды хотят иметь возможность приобщиться к прекрасному

«Завистливо читаю афиши о культурных мероприятиях, понимая, что без посторонней помощи не смогу попасть ни в ЦДС, ни в ДК Железнодорожников, ни в оперный, ни в академический театр», - говорит Сергей Естехин, председатель Челябинской региональной общественной организации инвалидов-больных рассеянным склерозом «БраскО».

Прошло почти семь лет, как через суд он обязал администрацию Челябинска закупить несколько десятков «низкопольных» автобусов. С тех пор ничего не изменилось. Обещанная еще сити-менеджером Сергеем Давыдовым массовая переделка старья из трамвайного парка в «низкопольники» так и не случилась.

«Моя инициатива создания остановочных комплексов, т.е. поднятие площадки-остановки на 30-40 см относительно тротуара, чтобы пол «низкопольного» автобуса и остановки был на одном уровне, нашими чиновниками была понята дословно. И сейчас по проспекту Ленина остановки - аккуратные прямоугольника до 40 см над тротуаром, но элементарного снижения в ноль для заезда коляски нет!» - делится Сергей.

Для справки: коляска с электроприводом вместе с весом самого инвалида составляет около 120 кг. Иногда помогают добрые люди: необходимо поочерёдно приподнимать переднюю, затем заднюю часть. Но эти «добрые люди» должны быть, как минимум, парой крепких мужиков. Приходится просить их нести коляску по ступеням и надеяться, что не уронят с 1,5 метровой высоты.

«Когда же мы перейдём от имитации решения к действительному созданию безбарьерной среды?» - вопрошает Естехин в разговоре с корреспондентом Lentachel.ru.

В основном не оборудованы для инвалидов здания, так или иначе принадлежащие государству: ДК железнодорожников, Театр оперы и балета, другие объекты культуры. По Театру оперы и балета, например, было решение суда еще от декабря 2014 года, обязывающее оборудовать театр пандусами. На сегодня прошло согласование проекта, т.к. это исторический объект, подъемник установлен, но возможности проверить его функциональность нет.

ДК железнодорожников – там есть распоряжение суда. Но руководство Дворца категорически несогласно устанавливать подъёмник, по словам инвалидов. Однако есть и положительные примеры: Камерный театр, например. Из-за того что это здание – объект исторического наследия, устанавливать дополнительно здесь ничего нельзя. Но театр все равно закупил выкатываемый гусеничный подъемник, так что маломобильные группы населения имеют возможность смотреть спектакли.

Большинство ЖЭКов расположены в жилых домах, иногда не на первом этаже – соответственно, они тоже недоступны. Образовательные учреждения доступны лишь формально, они устанавливают пандусы лишь на входе в здание, внутри - ступени, пороги и узкие дверные проёмы.

Квест по перемещению в городе

Кроме низкопольных автобусов, закупленных администрацией Челябинска в 2011 после судебного решения по иску Естехина, новые низкопольники не закупались. Впрочем, как и какие-либо другие автобусы.

«Лично я с тех пор с подобными просьбами в администрацию не обращался, наивно полагая, что впредь будет закупаться только низкопольный транспорт. Исходя из последнего заявления городской администрации о запланированном ремонте автобусного парка, новые автобусы челябинцам будут только сниться. Сегодня ситуацию никак не изменить, у города нет средств», - поясняет Естехин.

Расписание и маршруты низкопольных автобусов можно увидеть на сайте Челавтотранса: из 25-ти маршрутов доступными для инвалидов являются только девять, ходят они достаточно редко. Доступных для маломобильных групп населения трамваев, троллейбусов или маршрутных такси не существует.

В Челябинске существует служба социального такси. Инвалид, позвонив в эту службу, может заказать машину (обычная легковушка), чтобы съездить на приём к врачу, в суд и другие государственные органы. Но это реально только для людей, которые могут самостоятельно дойти и сесть в машину. Для инвалидов же, пользующихся колясками, есть одна- единственная ГАЗель с подъёмником - на весь город. Воспользоваться машиной с подъёмником Естехину за 3 года удалось только однажды – она постоянно занята.

Почему так происходит?

Есть законы, обязывающие вновь открываемые аптеки, магазины, жилые дома и пр. оборудовать средствами для беспрепятственного посещения (пандусы, электроподъемники). Но ряд собственников пытаются удешевить затраты и ищут пути обхода закона. Каким образом им подписывают акты приёмки, остаётся только догадываться. Другие устанавливают пандусы, которыми невозможно пользоваться. То есть отрабатывают вопрос для «галочки».

«Есть даже такая услуга – «аренда электроподъемников». У компаний, изготавливающих подъёмники, на период сдачи нового здания берут подъёмник, подписывают акт приёмки. А через неделю-месяц подъёмник возвращают...» - сообщает Естехин.

Есть давно работающие учреждения, в которых отсутствуют пандусы. Сейчас Правительством России внесены изменения в Положения части первой статьи 15 (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ). Звучит это так: «В части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам».

Если раньше решать проблемы с отсутствием доступности помогала прокуратура Челябинска, то сейчас и прокуратура всё чаще бессильна чем-то помочь. «И до появления этого закона было очень сложно заставить чиновников создавать условия для безбарьерной среды для маломобильных групп населения, а теперь это просто невозможно по закону», - сетует Сергей.

Что теперь будет?

«Ещё неделю назад я знал, чем займусь, когда растает снег, и можно будет худо-бедно передвигаться по улицам Челябинска на коляске, - размышляет Сергей Анатольевич. - В прошлом году я инициировал с помощью прокуратуры Центрального района установку двух подъёмников, в «Центральной стоматологии» и на входе в «Челябинск-сити». Ещё неделю назад я не знал о федеральном законе от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015), подписанным Путиным. Для меня и, думаю, для других инвалидов-колясочников это стало настоящим шоком».

Теперь требовать установить безбарьерную среду в старых зданиях невозможно. А ведь именно они представляют ценность для любого гражданина.

«На сегодняшний день, я - оптимист до мозга костей в инвалидной коляске, добивавшийся от чиновников невозможного - просто раздавлен очередным сюрпризом от наших депутатов, правительства и президента. Я смеюсь сквозь слёзы бессилия от произвола чиновников, когда слышу: «Россия - великая держава». Страна, в которой инвалид не получает положенных по закону 730 штук 10-рублёвых гигиенических пелёнок и 365 памперсов в год. А именно так обстоят дела с социальной защитой инвалидов в Челябинске, априори не может называться великой державой», - возмущается Естехин.

С принятыми программами «Доступная среда» этот закон сочетается неважно. Возможно, инвалиды подготовят ответный шаг. Мы будем следить за развитием событий.

Ева Полякова

Новости партнеров

Нашли опечатку?