«Карта памяти» Ольги Цыгановой

Победитель конкурса школьных методических служб, неоднократный дипломант областных конкурсов моделей воспитательных систем, обладатель грантов главы города и области, двух президентских грантов. Эти награды, полученные только за последние несколько лет, принадлежат одной школе - троицкой гимназии № 23, где учителем английского языка работает победитель областного конкурса профмастерства и мама троих детей Ольга Цыганова. В 2012 году она выиграла областной конкурс «Учитель года».
«Карта памяти» Ольги Цыгановой
Ольга Цыганова, учитель английского языка. Учитель года

«Карта памяти» - прием обучения иностранным языкам, который Ольга Николаевна эффективно применяет. Она с удовольствием рассказывает о методе, не ею придуманном, но ею освоенном: « Одна из проблем изучения чужого языка связана с большим количеством новых слов, которые необходимо выучить. Чтобы запоминание происходило легче, информацию нужно систематизировать. Американский ученым Тони Бьюзен еще в 60-70-е годы предложил прием «mind map» - «ментальная или мыслительная карта»: графическое изображение мыслительных процессов, процессов восприятия, обработки и использования информации. В центре находится ключевое слово, которое соединяется с другими, возникающими ассоциативным путем; от слов второго уровня отходят цепочки к словам третьего уровня, и так далее.
Например, ребенок говорит: «Я отдыхал в деревне». Ассоциативный ряд: катался на велосипеде, ходил на реку, помогал бабушке. Берем словосочетание «помогал бабушке». Как? Полол сорняки, поливал огурцы, собирал ягоды. На основе каждого понятия придумывается предложение. В результате получается качественно составленный рассказ или глубокое прочтение готового текста. У каждого ученика в специальной папке хранится банк «карт памяти», которые удобно посмотреть при подготовке к уроку, экзамену. Метод служит не только для пополнения словарного запаса, но и для развития мозга, аналитического мышления и творческих способностей.»
«Карта памяти» у каждого своя, в ней присутствует личностная составляющая, так как она содержит собственные ассоциации, именно ваши ключевые слова и взаимосвязи.

На уроках Ольги Цыгановой с помощью карт памяти решается много задач: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Очень помогают карты памяти при подготовке к экзаменам. Они необходимы при изучении разговорных тем. У каждого ребенка накоплен банк этих карт, перед экзаменом он открыл, посмотрел, вспомнил. Вся необходимая лексика перед глазами: не надо искать перевод в словарях.

В свое время профессию учителя она выбрала, не раздумывая. А вот нынешняя специализация появилась не сразу. Ольга – человек увлекающийся. Сначала хотела быть учителем начальных классов (такая была с подругами игра у них), потом - учителем русского языка и литературы (по примеру любимого педагога). Но когда в школу пришел молодой энергичный учитель английского языка, похожий на английского джентльмена, все девчонки влюбились в него, а затем и в предмет. Именно тогда Цыганова открыла для себя красоту английского языка.

Как теперь она передает детям свою любовь к языку? «Я очень люблю Англию, звучание английской речи, английские традиции, стараюсь детям об этом много рассказывать. На уроках мы поем песни, обсуждаем интересные статьи и новости на английском языке. Готовим и защищаем учебные проекты. Кстати, результаты проектов мы тоже иногда представляем в виде карты памяти.».

В своей работе в школе Ольга Цыганова использует в том числе оксфордские учебники и пособия, и книги издательств Macmillan, «Пирсон». Современная методика обучения иностранным языкам основана на игре: «Один из моих коллег даже привел в пример слова своего ученика из начальных классов: «А нас не учат в школе грамматике, мы играем и играем». То есть дети даже не понимают, что обучаются, настолько все это интересно и легко, не нудно проходит.».

Кстати, сама учитель, судя по ее портфолио, постоянно продолжает учиться. Мастер-классы, выступления на конференциях, открытые уроки, публикации в прессе, участие в работе экспертных групп и в жюри олимпиад. Не поймешь, у кого больше энергии – у учеников или учителя.

Сегодня Цыганова Ольга Николаевна – учитель высшей категории, учитель английского языка, руководитель Троицкого методического объединения учителей иностранного языка, стаж работы 21 год. У нее более 40 грамот, дипломов, благодарственных писем. Однажды достигнутую высоту на конкурсе «Учитель года» она старается удерживать по сей день. Но при этом не устает повторять: «Любой успех - достижение команды. Расти и самосовершенствоваться легко, когда вокруг много единомышленников, когда в коллективе творческая атмосфера. Ценю умение коллег объединяться и работать в команде, будь то участие наших педагогов в конкурсах, проведение конференций, мастер-классов или других общегородских мероприятий. Поэтому многим педагогам удалось достичь успехов (победители и призеры конкурсов профессионального мастерства, обладатели грантов президента и губернатора).

С использованием материалов «Учительской газеты» и «Вектора образования»

Новости партнеров

Нашли опечатку?