Наталья Каменкова: Любая работа доставляет удовольствие

На счету Натальи Каменоковой сразу два профессиональных достижения. Она стала победителем областного конкурса «Учитель года-2008», а также победителем конкурса «Лучшие учителя России». В то время она работала учителем начальных классов. На своем конкурсном уроке Наталья Владимировна в беседе с 3«Б» на занятиях по окружающему миру по теме «Млекопитающие» использовала столько терминов, что у членов жюри возник вопрос: почему? Ответ вырвался автоматически: потому, что дети давно оперируют этими терминами.
Наталья Каменкова: Любая работа доставляет удовольствие
Наталья Каменкова, учитель 2008 года в Челябинской области

- Что представлял собой областной конкурс? Какие именно этапы и сколько? Какова была тема Вашего урока?

На областном конкурсе были: визитная карточка, урок, мастер-класс, публичная лекция, круглый стол образовательных политиков. Идея, с которой я выходила на конкурс в 2008 году – развитие исследовательских умений учащихся – прошла через все конкурсные испытания. Урок в 3-м классе был по теме: «Наши друзья – млекопитающие». Целью урока было показать различия между млекопитающими и другими видами животных. Урок мы строили через анализ данных и их группировку по заданному признаку. Отталкиваясь от того, что дети уже знали, из цепочки предложенных объектов убирали лишний. Признаком отбора служили признаки и особенности строения тела животных, среда обитания, способы ухаживания за потомством. Например: окунь, лягушка, воробей, заяц, человек. Лишний – окунь, т.к. отсутствуют легкие, среда обитания – вода, размножение – икринка, за потомством не ухаживает и т.д. В конечном итоге дети самостоятельно выходили на признаки млекопитающих. Делали вывод, что заяц и человек относятся к одной группе по схожести признаков. На мастер-классе показывала технологию исследовательской деятельности. На лекции говорила о взаимодействии семьи и школы.

- Что Вам дал тот конкурс?

– Было много находок, которые обычно не на виду. У каждого свой стиль преподавания, учителям есть чем поделиться друг с другом. Что особенно интересно – не было нездорового соревнования, все относились друг к другу очень доброжелательно. А с детьми на том уроке было очень интересно. У них глаза горели. Урок прошел на одном дыхании. Я пришла в тот класс, как к себе домой.

- Что, с Вашей точки зрения, главное в профессии учителя сегодня?

- Умение быстро реагировать на изменения профессиональной среды и запросы общества, умение качественно меняться как профессионалу, умение быть интересным детям, умение учиться самому.

- Как Вы относитесь к меняющимся стандартам преподавания?

- Мы сейчас можем реализовать свои идеи быстрее и качественнее. Потому что уважающий себя учитель и школа никогда не стоят на месте. Самое страшное для школы - состояние покоя. Все превращается в болото и трясину, тебя засасывает, а выйти из этого состояния очень сложно.
Стандарт для многих школ, учителей стал тем катализатором химической реакции, которая помогает выбраться из того, в чем ты застрял. В то же время стандарт может забуксовать - должен произойти перелом сознания. Есть школы, которые живут тихо и спокойно долгое время, которых не заманишь в конкурс или движение, им не нужны инновации, потому что и так хорошо. Мне кажется, что стандарт как раз направлен на то, чтобы учительское сознание расшевелить как можно быстрее.
Кстати, учителя часто катастрофически отстают от детей в современных знаниях, умениях.

- В обществе сейчас изменилось отношение к учителю?

- Отношение к учителю стало более уважительным. А если говорить о родителях – оно стало более внимательным. Но самим учителям надо иметь позитивную установку, начать изменять себя - и мир начнет меняться вокруг тебя.
- Сейчас Вы руководите управлением образования Миасса (на момент подготовки этого интервью для журанал "Востребованные профессии. Учитель" - ред). Представляете себе вариант возвращения в учительскую профессию однажды? При каких условиях это возможно?

- Я из профессии и не уходила. Только аудитория у меня сейчас – это взрослые. Я участвую в стажировках, семинарах, проводимых ЧИППКРО; работаю в жюри профессиональных конкурсов – анализирую с коллегами уроки. Иногда (уже очень редко) провожу уроки с детьми в рамках выездных стажировок. Встать к доске? Мне любая работа доставляет удовольствие! Изменятся обстоятельства? Не исключаю возвращения в школу!

- Как Вы выбрали профессию учителя в свое время? Кто на Вас повлиял?

- Я не выбирала профессию, это она меня выбрала! Просто у меня были такие учителя, что иначе и быть не могло! Я им за это бесконечно благодарна! Первый - это учитель начальных классов Валентина Васильевна Чернуха. Я жила тогда в Узбекистане. Второй человек, который меня сделал как учителя, - классный руководитель, уже здесь, в Миассе, Галина Геннадьевна Аксенова.

- Как по-Вашему, чему учитель не может научить своих учеников?

- Учитель, в моем понимании, это не только тот человек, что стоит у доски. Каждый взрослый оставляет след в жизни ребенка своим поступком, решением, словом, даже мимолетным. Дети всему учатся у нас: и хорошему, и плохому… Это как раз та ситуация, когда хочется вспомнить зеркало. А что ж на него пенять…

Герман Галкин

P.S. Сейчас Наталья Каменкова - заведующая региональным ресурсным центром методического обеспечения деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО)

Подпишись на нас в  Google News  и   Яндекс Дзен

Новости партнеров

Нашли опечатку?