Унифриситет и уневриситет: челябинские школьники не тупее столичных

Разговор о том, что качество образования неизменно падает, а школьники по всей стране не знают даже самых элементарных вещей, нацеливаясь только на сдачу ЕГЭ, идёт давно. Мы попытались разобраться, так ли это в случае с учащимися в столице Южного Урала.

«…И тут появились знаменитые гусары Ивана Грозного…»

Елизавета Шестакова, учитель русского и литературы в гимназии №76, часто слышит от коллег, своих преподавателей в университете, родителей учеников и вообще людей старшего поколения, что школьники сейчас недостаточно эрудированные, а круг их интересов ограничивается видео-блогами на YouTube и социальными сетями. «Не думаю, что стоит кого-то сравнивать. У каждого ребенка есть свои причины для того, чтобы быть невероятно эрудированным или ужасно тупым. И уж тем более сравнивать, к примеру, школьников из советской эпохи с нынешними учениками, на мой взгляд, бессмысленно», - говорит молодая учительница.

На данный момент Елизавета работает в 5 и 7 классе, она утверждает, что ребята, которых учит, обладают неплохой эрудицией. Возможно, здесь сыграл свою роль достаточно жесткий отбор при поступлении в гимназию, но с объёмами школьной программы по русскому и литературе ребята справляются в большинстве своем успешно. Но, конечно, не обходится и без забавных случаев.

- Ученица 5 класса, выполняя задание по развитию речи (написать письмо бабушке), написала: «Учусь на четыри и пять». Кажется, понятно, почему все-таки не на одни пятерки.

- Ученица 5 класса, отвечая на вопросы по басням Крылова, написала следующее: «Автор имел волка как Наполеона и его армию». Казалось бы, пропущено всего два слова, а какие смысловые вариации! Причем, стоит отметить, что авторскую метафору девочка поняла правильно. Не смогла лишь грамотно оформить мысль.

- Ученица 7 класса записала тему урока следующим образом: «Н.В.Гоголь. Тарас и бульба». «Честно говоря, я думала, что такие «ошибки» встречаются только в интернете в бесконечных подборках «самых смешных ошибок из ЕГЭ», но вот, пожалуйста, и в реальной жизни», - смеётся преподаватель.

- Ученик 7 класса, отвечая на вопрос по поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова», указал, что в конце появляются гусары. Именно так. Знаменитые гусары Ивана Грозного. В поэме упоминались гусляры, но, видимо, мальчик не знал, кто это, и заменил более знакомым словом.

- При разборе в 7 классе «Русских женщин» Некрасова, девочка отказалась читать вслух следующий отрывок: «Княгиня кончила... Молчал Упрямый старичок. "Ну что ж? Велите, генерал, Готовить мой возок?"». Не хочется даже думать, откуда у семиклассников поголовно могут быть такие неприятные ассоциации с обычным словом. Однако смысл поэмы ребята поняли верно, и в конце обсуждения показали не только глубину понимания, но и свои рассуждения по данной теме.

- Ученик 5 класса два раза написал слово «университет» неправильно, причем два раза по-разному: «унифриситет и уневриситет».

- Ученик 5 класса на вопрос «Как называется созвучие окончаний стихотворных строк» ответил «О чем идет речь?». Правильный ответ – рифма.

- Ошибаются и в элементарных вещах (хероманития, граммотность и другие образцы глубоких знаний в области русского языка довольно часто можно видеть на ответных карточках).

«Однако гораздо чаще ребята демонстрируют высокий уровень эрудиции и знаний как школьной программы, так и того, что находится за её пределами», - замечает учитель.

Ребята очень умные, но с датами и именами просто беда

Педагог допобразования, тренер по интеллектуальным играм Артём Соловьёв, поделился своими примерами умных и глупых ответов детей. «Например, 11-классники не знали, когда человек впервые полетел в космос, ответы: "точно ХХ век", "ну, в 1930-х", "не, точно после войны, и до середины 60-х". Хотя совершившего полёт и дату 12 апреля помнили все», - говорит Артём.

По его рассказам, дети часто не знают даты начала/окончания Второй мировой войны (путают с ВОВ). Редко кто помнит даты начала/окончания Первой Мировой (путают с Отечественной войной 1812 года, с русско-японской даже перепутали как-то). С правителями России тяжело, в старших классах путают очередность даже в ХХ веке. А Андропова и Черненко не знают практически (хотя это понятно, они мало правили). Нобелевских лауреатов мало знают, называют Менделеева, Нобеля, Ломоносова даже.

«С другой стороны, есть 8-классники, которые могут сказать: "Бангладеш - мусульманская страна в юго-восточной Азии, с населением больше чем в России и площадью всего в 2 раза больше площади Челябинской области. Столица - Дакка". Интересно с ними было пообсуждать перспективы нахождения жизни на Энцеладе (спутник Сатурна – прим.ред)», - рассуждает Соловьёв.

Педагог рассказал, что ребята, бывает, рассказывают то, что не знал он сам. Например, про высшую точка Урала - гору Народная: «Я всегда думал, что НарОдная - общая, или в честь народов России, например. Меня просветили, что есть также вариант НАродная, т.к. у подножья протекает река НАрода». И действительно, встречаются оба варианта.

По мнению педагога, школьное образование далеко от идеала, сомнений нет, но, естественно, практически все зависит от самого ребенка - в не самых сильных, в неэлитных школах встречаются очень толковые, знающие ребята. И наоборот: в "продвинутых" школах есть отстающие. «Да даже внутри одного класса есть ребята с очень разным багажом знаний, хотя у них одни и те же предметы, учебники, задания, учителя», - подмечает Соловьёв.

«А что такое тулуп?»

Ангелина Япишина ведёт литературную студию в ГБОУ «Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей». Здесь учатся только мальчики с 8 по 11 класс. Чтобы поступить в лицей, юноши проходят специальный отбор, некоторых детей администрация школы приглашает индивидуально.

«Я не замечала за своими учениками вопиющего незнания элементарных вещей, напротив, они лучше меня разбираются в истории, обществознании, естественных науках. Я со школы уже кое-что подзабыла, а они мне напоминают и рассказывают новое. Это неудивительно - многие учителя в лицее одновременно вузовские преподаватели, кандидаты наук, и они дают детям хорошую систему знаний», - поделилась Ангелина.

Однако в практике репетиторства учительница действительно сталкивалась с тем, что дети бывают невероятно нелюбопытны, непродвинуты, не знают элементарных вещей. «У меня было несколько учеников-старшеклассников, которые за 11 лет учебы в школе не читали ничего! Путали имена писателей, названия произведений. И даже старательных детей иногда ловлю на том, что они не знают значений некоторых слов, приходится объяснять (как-то мне приходилось объяснять значение слова "тулуп"). Но у меня нет предвзятости к детям, и я спокойно отношусь к незнанию, просто терпеливо объясняю», - добавляет девушка.

Некоторые, кстати, считают, что историю, например, школьники и студенты знают плохо, потому что исчезла идеологическая составляющая этого предмета, которая была при Советском Союзе. Но как тогда быть с другими дисциплинами?

Уровень знаний зависит от социальной среды и семьи ребёнка

Алексей Попов, доцент кафедры Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ, считает, что спекуляции вокруг темы «нынешнего поколения, которое ничего не умеет» вполне понятны.

«Естественно, сегодняшнее поколение детей отличается: они больше времени проводят в интернете, меньше читают книг (хотя, с учетом всей переписки, читают немало), больше склонны показывать свое «Я». Плохо ли это? Нет. Школьники 10-15 лет назад становились готами, эмо, хиппи, панками и еще, Бог знает, кем. И про них говорили то же самое, что про нынешнее поколение. И про поколение их родителей так говорили, и про их родителей, и так далее. Наверное, это началось с появлением речи (хотя, если бы первыми речь освоили древние подростки, то старшее поколение наверняка бы косилось на них с укоризной)», - шутит Алексей.

Алексей Попов успел поработать учителем в сельской школе, нескольких челябинских школах, на курсах подготовки олимпиадников перед всероссийским этапом, экспертом ЕГЭ и преподавателем в ВУЗе (куда приходят, по сути, такие же школьники). И его опыт позволяет говорить, что если и есть различия в уровне подготовки учащихся, то зависят они скорее от социальной среды (семьи, социального состава и общего уровня жизни конкретного района) и системы работы самой школы.

«А если говорить о сообразительности: пусть кто-нибудь из родителей попробует посоревноваться со своим чадом в скорости освоения нового гаджета. Конечно, если ты всю жизнь преподаешь запущенным подросткам один предмет, то может сложиться впечатление, что ты гений, а дети не знают элементарных вещей. Но картина гораздо сложнее, а жизнь одним предметом не ограничивается», - здраво замечает Алексей.

В Челябинской области одна из самых сильных в России систем среднего образования. Как и в Москве, и Санкт-Петербурге, и еще четырех-пяти регионах (если судить по числу победителей олимпиад и студентов, обучающихся в ведущих ВУЗах страны). Чем же отличаются дети в этих регионах друг от друга? Только тем, какие ярлыки на них навешивают.

Ева Полякова

Новости партнеров

Нашли опечатку?