Вечно сомневающийся педагог

Математик Путилина победила на областном конкурсе «Учитель года» в 2013 году. Внешне Юлия Николаевна в решающий момент выглядела спокойно, хотя ей было очень страшно. Даже представила, как разворачивается и бежит обратно в автобус.
Вечно сомневающийся педагог
Юлия Путилина, учитель 2013 года в Челябинской области

Когда-то она хотела стать балериной. Смотрела балет по телевизору, не отрываясь, со слезами восторга. В итоге мама отвела её в танцевальный кружок. И как выяснилось, в этом был смысл. «Я научилась управлять телом, искренне выражать свои эмоции и открыто реагировать на эмоции других людей. А хорошему учителю эти качества, на мой взгляд, совершенно необходимы. Мне не нужно скрывать от детей ни того, что они меня огорчили, ни того, что я очень сержусь. И уж, разумеется, я всегда рада показать любому моему ученику, что именно меня восхищает в его симпатичном поступке или логичном, толковом ответе на уроке.», - говорит теперь учительница.

В пятом классе она уже примеряла на себя роль педагога. Рассаживала своих и подружкиных кукол друг за другом тремя ровными рядами и уверенным голосом, очень громко, с расстановкой и вместе с тем с какой-то ей самой непонятной и отчаянной радостью произносила: «Здравствуйте, дети! Меня зовут Юлия Николаевна! Я ваша учительница!». Школу потом она окончит с золотой медалью. Но в вуз пойдет учиться на… экономиста. Потом она преподавала математику и экономику в филиале престижного Московского инженерно-физического института (МИФИ) в Трехгорном, появилась семья. Пришло время отдавать старшую дочь в садик. Но место в детсаду давали при условии, что она придет работать воспитателем в этот детский сад в Катав-Ивановске. Пришлось сделать выбор в пользу ребенка… В детском саду пришлось научиться новым подходам. 20 детей надо организовать, заинтересовать, погладить по головке, приласкать, выслушать их наиважнейшие и трудно облекаемые в слова мысли. Она справилась. Считает, что те дети научили её терпению и материнской мудрости. А прошло время, и она вернулась в учительскую профессию! И однажды, вспомнив весь свой профессиональный опыт, сделала такой вывод: «Школа ребенку друг. Знания - это, разумеется, в первую очередь. Но учитель - не элементарный передатчик. Он - личность, которая дает уроки жизни. Он педагог. И непременно любящий, понимающий, внимательный». Девизом профессиональной жизни математика Путилиной стали слова историка Василия Ключевского: ««Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать своих воспитанников». Свою педагогическую задачу Юлия Николаевна видит в том, чтобы ученики, вооружившись знаниями, которые она щедро отдает на всех своих уроках, научились главному: выстраивать свою жизнь правильно. Чтобы были они привержены благородству и уважали труд. Чтобы научились управлять судьбой. Чтобы смотрели на реальность с разных ракурсов. Не боялись трудностей.

У Путилиной уникальный профессиональный опыт. Она работала в вузе (филиалах МИФИ и ЮУрГУ), в колледже, детском саду, руководила межшкольным методическим центром. И в школу в свое время пришла как совместитель.

Участвовать в конкурсе «Учитель года» было не её идеей. Но коллектив выдвинул, и она решила не отказываться. Хотя были сомнения. Она сама считала, что уступает многим конкурсантам в тонкостях, методике преподавания, подборе исключительного содержания. В то же время рассуждая не просто как предметник, она обладала определенной свободой. А еще была трудность в том, что она не могла сказать, что использует какую-то одну методику. Главное - интерес ребенка к жизни, его мировоззрение. Школьнику, который не хочет или не может себя преодолеть, Юлия Николаевна задает всего один вопрос: «У тебя есть хобби?». Если ребенок говорит: «Да», и это увлечение реальное, например – мотоциклами, становится ясно, что ребенок ощущает себя в этом мире, проживает свою, а не чужую жизнь. Если он может собрать и разобрать с закрытыми глазами мотоцикл, не так обидно за то, что у него плохие знания по математике. Исключение – увлечение ребенка компьютерными играми, потому что это уход от реальности. У учителя Путилиной есть цель – «заставить детей думать: чтобы они начинали мыслить, беспокоиться, чтобы их тревожило собственное состояние, чтобы они к чему-то стремились. Как только человек начинает думать, он рано или поздно придет к пониманию того, что может стать лучше.». При этом она старается не доминировать над детьми. Конечно, есть свои нормы, дистанции, которые надо соблюдать. Однако формат общения должен быть дружелюбным, иначе никто никого не услышит.

Что представляет из себя современный учитель? По мнению Юлии Путилиной, это человек, оказывающий общественную услугу. И он должен быть всегда готов к работе в меняющихся условиях. Она считает, что необходимы четкие критерии хорошего учителя, так же как критерии любого другого профессионала. Однажды обратила внимание, что педагогическое сообщество ведет себя как детский коллектив. ». Учителя так же, как дети, шушукаются, играют с телефонами, и, по большому счету, принципиальной разницы между детским и взрослым педагогическим коллективами нет. Но детский коллектив более открыт к изменению. Если предлагают что то новое – сесть полукругом, поменять кабинет, они воспринимают на ура. А у педагога будет масса вопросов. В этом смысле конкурс «Учитель года» замечателен. Потому что заставляет что-то делать.

Победу в конкурсе она не восприняла как эпохальный шаг в неизведанное будущее.

В своем публичном выступлении на конкурсе Юлия Николаевна говорила о сложной проблеме взаимодействия семьи и школы: родители недовольны школой, та, в свою очередь, предъявляет претензии родителям. При этом рычаги решения этого конфликта находятся в руках школы. Чтобы родители стали с уважением относится к учителю, чтобы они доверились ему, педагоги должны сами сделать первый шаг. Надо услышать претензии родителей, а не отметать их с девизом: «Они ничего не понимают, не знают, что у нас много бумаг, забот и так далее». Им малоинтересны наши проблемы, их волнуют собственные дети и это есть главный барьер, который надо преодолевать. Кстати, такая позиция встречает возражения среди коллег. Зато эта позиция дает возможность построить диалог.

С использованием материалов «Учительской газеты»

Подпишись на нас в  Google News  и   Яндекс Дзен

Новости партнеров

Нашли опечатку?