Надо защитить качество воздуха в жилой застройке

Глава Челябинской области Борис Дубровский провёл встречу с промышленниками, чтобы обсудить проблемные вопросы экологии.
Надо защитить качество воздуха в жилой застройке
Борис Дубровский обсудил с промышленниками экологические вопросы

Официальные планы

Экологические мероприятия в регионе разрабатываются на основе сводных расчетов выброса в атмосферу загрязняющих веществ (составленного областным Минэкологии). Предполагается, что работа будет проводиться с разных сторон: сокращение выбросов автотранспорта и промышленных предприятий, работы по озеленению.

Как подчеркнул Борис Дубровский,это не просто инициатива региона, а мероприятия, выполняемые по поручению Президента России. Путин собирается внести в законодательства изменения, касающиеся снижения выбросов загрязняющих веществ в воздух. Основным механизмом станет применение системы сводных расчетов стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы. «Мы должны совместно выработать инструментарий. Когда получим статус пилотного региона, система управления будет применяться на практике с дальнейшим тиражированием в других территориях», – сообщил глава региона крупным производственникам.

Министерство экологии региона предлагает сделать приоритетными приемлемые показатели качества воздуха. В местах проживания людей они должны оставлять не более 1 ПДК. «В прошлом году в Челябинске была проведена работа по составлению сводных расчетов по данным о предприятиях, дающих основную массу выбросов. Результаты показали, что при соблюдении предприятиями установленных нормативов нам не удастся обеспечить благоприятное качество среды в городе. Нормативы избыточные», – заявила министр экологии Ирина Гладкова.

То есть даже если предприятия работают в рамках принятых нормативов, это не спасает ситуацию – вредные примеси накапливаются. Как уточнила министр, нормативы выбросов сильно увеличились 12 лет назад, когда проходила программа перспективного развития предприятий.

Дубровский считает необходимым пересмотреть нормативы: система должна защищать качество воздуха в жилой застройке. «Мы понимаем историческую особенность территории, при этом мы должны показывать динамику снижения загрязнения воздуха», - пояснил свою позицию губернатор.

«На основании сводных расчетов рассчитали квоты для предприятий и предложили посмотреть, за счет каких мероприятий вы могли бы обеспечить новые нормативы: насколько это затратно в финансовом и временном плане, – объяснила Гладкова. – При разработке нормативной базы необходимо понимать, какие именно острые моменты возникают для предприятий. Мы попросили дать свои предложения контролирующим органам: Росприроднадзору и Роспотребнадзору».

На сегодняшний день для предприятий, осуществляющих экологические проекты, рассматриваются механизмы господдержки и стимулирования. Самым эффективным является применение специнвестконтрактов, по которым даются налоговые льготы на срок до 10 лет. Челябинская область также подготовит предложения в Госдуму по введению других мер поддержки для промышленных предприятий на основе совместно выработанных предложений.

«Необходимо приступить к выработке инструментария, произвести расчеты затрат по мероприятиям и их оценку влияния на снижение загрязнения воздуха. Прошу все предприятия вступить с нами в диалог в рабочих группах. Это практическая альтернатива, которая должна быть выработана совместно. Мы находимся в диалоге с промышленниками, выполняем запрос общества и делаем наши предприятия современными, конкурентными, встроенными в будущее и в рынок», – заключил глава Челябинской области.

Также на совещании обсудили работу по снижению негативного воздействия от автотранспорта. В том числе по распространению экологически чистого общественного транспорта (электротранспорта и транспорта на газомоторном топливе), внедрению современных систем управления и созданию инфраструктуры: сюда входит обеспечение приоритетного движения, создание парковок экологически чистого транспорта и перегрузочных парковок для большегрузов.

Отметим, в столице Южного Урала доля автотранспорта в загрязнение атмосферы достигает 40%. В Челябинске окончена работа по изменению маршрутной сети, а городской автопарк будет обновлён. Помимо того, ведется работа по реанимации пунктов контроля за выхлопными газами машин на территории Челябинска. В период неблагоприятных метеорологических условий практикуется запрет въезда большегрузов.

Мы пообщались с Виталием Безруковым, членом экологического совета при губернаторе Челябинской области, директором фонда «Моя планета», чтобы узнать, что экологи думают обо всех планируемых нововведениях. И вот каким получился разговор.

Экологи предлагают давить на предприятия

- Когда жителям Челябинска ждать, что воздух станет лучше?

- Только при комплексном подходе возможно решить проблему с загрязнением атмосферного воздуха в Челябинске. Сводный расчёт предельно допустимых выбросов позволит обязать предприятия города, как крупные, так и малые, снизить своё воздействие на окружающую среду и начать модернизацию. В жилой зоне не должно быть никаких превышений ПДК. Конечно, остаётся проблема с малыми и порой полузаконными предприятиями, которые необходимо выявить и обязать либо соблюдать нормы, либо ликвидироваться - здесь работы не на один год.

Параллельно нужно разобраться с городской свалкой, которая вносит серьезный вклад в загрязнение воздуха. Нужно ее ликвидировать, на ее месте должен появиться лес.

Другая проблема, требующая решения, - выбросы автомобильного транспорта. Нужно снижать транспортные потоки, вводить отдельную полосу для общественного транспорта, модернизировать трамваи и троллейбусы, закупить более экологичные автобусы.

Что касается выбросов крупных предприятий - это проблема, которая решается только на государственном уровне, законодательно.

- Если на промышленные предприятия начать давить, чтобы они меньше выбрасывали отравляющих веществ, они начнут сокращать производство. Что не может не вызвать массовых увольнений с металлургический предприятий. Каковы механизмы защиты от этого?

- Предприятия, конечно, будут манипулировать рабочими местами, когда их начнут заставлять вести модернизацию. Но эта проблема не должна касаться рабочих. По законодательству, работники должны содержаться в благоприятных условиях. Условия труда должны быть организованы по всем санитарным и трудовым нормам. Властям не нужно идти на поводу у предприятий. Угрозы банкротства не должны касаться рабочих. При банкротстве происходит смена собственника, в силах властей с новыми собственниками выстроить диалог и сохранить рабочие места.

К сожалению, сейчас есть манипуляции с рабочими местами. Такое происходило у "Челябинской угольной компании", "Уфалейникеля", "Мечела".

- Большегрузам будет запрещен въезд в город в случае длительных НМУ. Но как тогда доставлять товары для населения?

- Товары для населения сейчас в крупных городах доставляются с помощью перегрузочных станций и пунктов. Грузовик или фура подъезжает на такой пункт, уже с него перегружают на малогабаритный транспорт, который и осуществляет доставку.

- Будет приведен в порядок общественный транспорт, будет больше трамваев и т.д. Но как это улучшит экологическую ситуацию, если люди, пользующиеся своим авто, не собираются пересаживаться на общественный транспорт?

- Ограничение автомобильных потоков достигается за счёт введения отдельной полосы для автотранспорта, ограничения стоянок автотранспорта во многих пунктах. Также можно ограничивать движение по некоторым улицам и стоянку делать в четные или нечетные дни.

Необходимо создать условия, чтобы было выгоднее добраться на общественном транспорте, чем на личном авто. Это общемировая практика. И здесь ничего обидного для автолюбителей не должно быть. Мы тоже должны чувствовать ответственность за окружающую среду, а не думать, что нам все обязаны.

Ева Полякова

Новости партнеров

Нашли опечатку?