На ремонте дорог Челябинской области должен остаться только один?

Завтра в Челябинске пройдет очередной аукцион по ремонту дорог. Ранее мы сообщали, что не просто главным, а фактически единственным исполнителем работ в этом году в Челябинской области является компания «Южуралмост». Есть риск, что такая монопольная практика станет в Челябинской области нормой.

На аукционе будет разыграно право на капитальный ремонт 60-километрового участка дороги Миасское-Шадринск-Курган. Объем работ значительный, начальная цена – 377 миллионов рублей. Номер госзакупки – 0169200003617000028. Кто будет победителем аукциона? Вопрос, видимо, в нынешней ситуации риторический. В прошлом году компания «Южуралмост» выполнила в регионе примерно 2/3 объемов работ по дорожному строительству. В нынешнем году впору вести речь про все 100 %!

Монополия или конкуренция?

В марте в редакции «АиФ-Челябинск» проходила пресс-конференция с участием министра дорожного хозяйства области Дмитрия Микулика. Министр отчитался о проделанной работе за прошлый год. И рассказал, что в 2017 году планируется провести различные виды работ на 250 километрах дорог Челябинской области. Вопрос Lentachel.ru о причинах отмены мартовских аукционов на ремонт дорог и перспективу свести их в один большой лот вызвал нервную реакцию министра. «В чем проблема? В чем вы видите угрозу?». Пояснение насчет того, что вопрос может возникнуть при объединении лотов, например, у антимонопольной службы, вызвало быструю реакцию министра: «У антимонопольной службы свои специфические функции. Но антимонопольная служба не занимается безопасностью дорожного движения, не отвечает за последствия реализации государственных контрактов. Если антимонопольная служба пойдет со мной в этот вопрос, я готов». Как и ожидалось, в дальнейшем лоты были объединены в один, победителем нового аукциона признали, конечно, «Южуралмост».

После ухода министра большинство спикеров на пресс-конференции говорили о том, что конкуренция, конечно, лучше монополии. И в сфере дорожного строительства экономия бюджетных средств при наличии большого числа подрядчиков может быть просто колоссальной. Так, эксперт в сфере транспорта Яков Гуревич напомнил, что в Челябинской области большинство работ выполняет один подрядчик, а например, в Московской области почему-то 34 подрядчика. Накануне нового аукциона Гуревич на вопрос Lentachel.ru, не спланирован ли аукцион под конкретную компанию, ответил без малейших сомнений: «Однозначно все спланировано под конкретную компанию. Объем достаточно большой. Требуется серьезная подготовка производства: перемещение людей и техники, необходимы закупки. Без заранее определенной компании, которая заранее подготовит все необходимое, решить эти проблемы невозможно.». На уточняющий вопрос Lentachel.ru, возможна ли все-таки в данном случае хоть какая-то конкуренция, Яков Ефимович ответил еще более уверенно: «Какая конкуренция, если победитель известен?».

Федор Вострецов, представляющий научно-производственную компанию «ВОЛВЕК ПЛЮС», в беседе с Lentachel.ru заявил, что никакой конкуренции не будет. Ни на этом аукционе, ни на последующем. Поскольку в регионе на сегодня просто не осталось фактически организаций, способных конкурировать с "Южуралмостом". Их выжили с этого рынка. "Они съели всех!", - эмоционально добавил собеседник Lentachel.ru.

Антимонопольное ведомство регулярно находит нарушения

Руководитель пресс-службы областного антимонопольного управления Наталья Мартынюк на вопрос Lentachel.ru по поводу предстоящего аукциона ответила, что ведомство будет внимательно следить за тем, как пройдет аукцион. И при наличии данных о нарушении вмешается. Но для этого необходимо, чтобы в антимонопольную службу было подано заявление о нарушениях. Тем временем один из участников дорожного строительства, пожелавший остаться неизвестным, на вопрос Lentachel.ru по поводу возможного участия в предстоящем аукционе ответил в том духе, что лот выставлен огромный. Условия участия в таком аукционе требуют выполнения соответствующих условий. Которые большинство возможных участников рынка, будучи предприятиями малого или среднего бизнеса, выполнить просто не в состоянии. Так что не стоит и пытаться. Монополизация рынка дорожного строительства в Челябинской области идет, по мнению предпринимателя, полным ходом.

Миллиардные планы

На этот год в Челябинской области большие планы по ремонту дорог – общий объем работ запланирован в сумме 10 миллиардов рублей. Состояние дорог в регионе действительно требует больших вложений. В то же время эти вложения вполне могли быть заметно меньшими. Если бы не практика министерства дорожного хозяйства, которое с завидным постоянством, насколько можно судить, отстаивает интересы одной крупной компании. Причем, в ущерб областному бюджету.

Ранее региональная антимонопольная служба выносила ряд решений по отмене итогов аукционов, проводимых областным министерством дорожного хозяйства. Но министерство с позицией антимонопольщиков не соглашается и оспаривает решения УФАС в суде. И весьма успешно. Представитель УФАС, например, отмечал, что выявлены грубые нарушения на аукционе по реконструкции автодороги Водопойка-Луговая. Начальная цена контракта составила 28 миллионов рублей. Было подано семь заявок. Все заявители были допущены к участию в торгах. Снижение начальной цены в ходе аукциона составило 35 %. Казалось бы, вот оно, самое интересное. Реальная конкурентная борьба позволит сэкономить бюджету не один миллион рублей. Но тут вдруг заказчик …отменяет аукцион. Представитель УФАС по этому поводу отметила, что подобные решения категорически недопустимы с точки зрения законодательства. За исключением одного фактора – обстоятельств непреодолимой силы. В министерстве тут же без труда пояснили, что были именно такие обстоятельства: аномальное количество осадков минувшей зимой. Правда, доказательства оказались шаткими. Начальник юротдела миндортранса пояснил: обследование дороги показало, что почва переувлажнена. А значит, нужны дополнительные виды работ, которых не было ранее в проекте. Правда, это не объясняет того факта, что аукцион был отменен прямо посреди торгов.

Не менее любопытная история с аукционом на ремонт дороги из села Каратабан в поселок Грознецкий (начальная цена 124 миллион рублей). Было пять заявок на участие в торгах, четыре из них (все, кроме «Южуралмоста») аукционная комиссия отклонила, сославшись на наличие признаков …антиконкурентного сговора. Антимонопольная служба выяснила, что таких признаков на самом деле нет. Однако в решении аукционной комиссии все-таки говорилось про сговор. Такое решение в УФАС региона сочли незаконным и отметили очевидное создание преимущественных условий для одной компании - «Южуралмост», которая и стала победителем торгов.

Было подано много жалоб в суды. Они находятся на разных стадиях разбирательства. Тем временем дороги в регионе продолжает строить одна компания. Антимонопольщики проиграли суд в том числе по самой крупной сумме, выделенной на дорожную сферу в регионе – 12, 4 миллиарда рублей. Торги касались содержания дорог в Челябинской области. Спор дошел до Верховного суда. Министерство дорожного хозяйства области победило.

На этом фоне можно предположить, что число участников дорожного строительства в регионе и дальше останется неизменным. При этом по поводу качества работы «Южуралмоста» (например, по уборке снега зимой) уже звучала критика в адрес компании со стороны губернатора области Бориса Дубровского. Полиция составила в отношении компании ряд протоколов. Однако суммы наложенных штрафов ( на несколько сот тысяч рублей) не идут, конечно, ни в какое сравнение с ценой контрактов.

Схема победителя

Почему «Южуралмост» пользуется столь явной поддержкой министерства дорожного хозяйства области, отдельный вопрос. Сейчас интересна схема, по которой компания добивается победы на аукционах. Как выяснилось, схем тут не одна, а несколько. Так сказать, на все случаи жизни. Самая популярная уже фактически была описана выше. Когда реальных конкурентов просто отстраняют от участия, обвиняя, например, в антиконкурентном сговоре. Причем, бездоказательно обвиняя. Второй вариант предусматривает отмену аукциона по ходу аукциона. Антимонопольное ведомство уже отмечало, что это незаконно. Но министру Микулику это мнение, видимо, совершенно не интересно. Еще популярный вариант - схема укрупнения лота, что влечет за собой автоматический недопуск к участию предприятий из сферы малого бизнеса. Они просто не смогут выполнить заявленные условия участия. Какая схема будет выбрана завтра, скоро узнаем.

Цель применения всех описанных схем, а также некоторых других, очевидно, одна. На дорогах Челябинской области должен остаться только один …«Южуралмост». Любой ценой и по максимальной цене! Выше мы уже приводили пример, что при снижении цены в условиях реальной конкуренции министерство дорожного хозяйства просто отменяет аукцион. Есть другие примеры, когда нежелательных для министерства участников отстраняли на так называемой второй части аукциона. Без объяснения причин. «Южуралмост» выигрывал, сделав лишь один шаг и победив по фактически начальной цене торгов. С максимальной выгодой для себя и с максимальными затратами для бюджета Челябинской области.

Если думать об интересах бюджета, надо всячески поддерживать тех, кто готов исполнить столь крупные контракты по сниженной цене. Разумеется, при хорошем качестве работ. Глава региона не раз напоминал про контракты жизненного цикла, которые должны заключаться при строительстве дорог. Но у министра Микулика, похоже, другое мнение. Пусть бюджет за все платит по максимуму. А по качеству дорог поговорим отдельно. И если качество будет плохое, найдем убедительное объяснение.

Новости партнеров

Нашли опечатку?