Делать домашнее задание с детьми означает быть к ним ближе или прививать инфантилизм?

Итак, прошёл первый месяц нового учебного года. Информационное пространство соцсетей заполнили «крики души» родителей: «Не хочу по вечерам делать с ребенком уроки!». Да и сами школьники, само собой, этого не хотят. Но если не вечерами, то когда? Если не с родителями, то с кем? А вообще зачем нужны домашние задания? И стоит ли с ребёнком делать дома уроки?

Ни для кого не секрет, что почти каждый ребёнок, заботливо записанный родителями в разнообразные секции, кружки и на дополнительные уроки, после школы идёт становиться спортсменом, переводчиком, танцовщицей, музыкантом и так далее. Освобождается он после своего ежедневного забега примерно как родители после работы (с учётом дороги домой) – то есть в 8 вечера. Это в среднем.

Собравшаяся дома семья, всем сердцем желающая «позалипать» в компьютер, посмотреть телевизор, пообщаться о прошедшем дне, вместе приготовить ужин или прочесть интересную книжку, вынужденно садится делать уроки на завтра. Маме – литература, папе – математика, дедушке – география, бабушке – биология. Можно распределить обязанности по-другому, но суть от этого не изменится.

«Эта проблема на уровне государства: школа перестала учить! Почему дети могут выполнять домашнее задание только совместно с родителями? Потому что на уроке материал не объяснили и не закрепили, а всё вынесли на домашнее обучение. Для чего ребенку школа? Чтобы учиться. Нет обучения – нет Школы. Мои дети, к счастью, успели получить достойное образование в школе и закончили специалитет в вузе. Теперь через два года школьная проблема начнётся с момента, когда внучка пойдёт в школу. Родители сидят с детьми по ночам (у меня знакомая с сыном до 3-х часов ночи делает уроки), ребёнок – отличник, но какой ценой?», - говорит преподаватель челябинского вуза, пожелавший остаться анонимным.

Ни одной маме, наверное, не захочется как истукану стоять над ребёнком и долбить ему нещадно в голову знания, которые не додолбили учителя в школе. Особенно если ребёнок всеми силами сопротивляется. Этому есть куча причин: родитель, чаще всего, не домохозяин и тоже работает; он не помнит школьный материал и зачастую вынужден проходить всё заново. Ему нужно ещё приготовить еду на завтра, пообщаться со своей второй половинкой, банально полежать в ванной и т.д. и т.п.

Но есть и другая сторона медали, её проще всего обозначить словами «родила – неси свой крест». Ведь материнская функция - не только дать малышу жизнь, но и поставить его на ноги, объяснить окружающий мир, увлечь через близость с ним предметами, которые, возможно, в будущем станут его профессией. Плюс родители или бабушки с дедушками всё-таки знают своё чадо лучше, чем школьный учитель. Знают его слабые и сильные стороны, понимают, каким языком объяснить. Хотя бы в некоторых случаях.

«Проще всего обвинять кого-то: занятость, фазу луны или систему образования. Но если в семье не формируются какие-то ценности, то когда-нибудь и ребёнок предпочтёт уделить внимание собаке, а не маме. Занятие уроками с ребёнком - это не только и не столько выполнение каких-то упражнений по требованию учителя, это, в первую очередь, умение наладить контакт со своим же ребёнком. Порой достаточно ощутить поддержку мамы, чтоб начать заниматься, хотя бы из-за желания порадовать родителей своими результатами. Умея разговаривать со своим ребёнком, доносить до него необходимость выполнять домашние задания или просто выносить мусор (что тоже вряд ли кому-то доставит большое удовольствие), можно наладить и взаимоотношения в целом. Но кому-то проще проигнорировать потребности ребёнка и заняться чем-нибудь ещё, тоже очень важным. Авось, сам выплывет. «Раз уж система образования не справилась, куда уж мне - болезной и занятой – рыпаться...», - выражает своё мнение Михаил, учитель английского языка.

Так считают не все родители. Для кого-то, родительский долг – быть другом своему ребенку, не наставником, учить чему-то, что не преподадут в школе, разговаривать по душам, формируя в сыне или дочери доверие и понимание, что к маме и папе можно прийти не только с уравнениями, но и с вопросами социализации в обществе. Некоторые психологи сходятся во мнении, что делание с детьми уроков формирует в подрастающем поколении инфантилизм, неделание - самостоятельность.

«Родители надеются на школу, школа всё больше старается спихнуть на родителей, родители, дети, учителя в большинстве своем конфликтуют - такая сложилась система образования. Школа должна, прежде всего, научить учиться, а весь учебный процесс на данный момент – простое впихивание информации. Все дети не любят делать уроки, если предмет неинтересен, уроки однообразны, учитель необъективен. Родителям приходится выбирать - быть заодно с ребенком или заодно со школой - против ребенка, что вызывает родительское отчаяние и усталость. В таких случаях рекомендуется найти хорошего репетитора, чтобы понять и полюбить предмет», - советует психолог Светлана Ковалёва.

Но преподаватели ли виноваты в том, что за 40 минут на уроке не получилось рассказать огромную тему? Если подумать здраво, напрашивается вопрос: так ведь не в конкретной школе дело… дело-то в системе. Во многих школах мира домашние задания отменены, теория преподаётся на первом уроке, практика – на втором, потом ребята идут на вторую «пару». Почти как в вузе. Такая система, когда на 6-7 часов в школе получается разобрать тему и поупражняться в примерах, делает школу по-настоящему интересным местом, куда хочется идти за новыми знаниями снова и снова. Похожее устройство преподавания в школе в Финляндии.

«Делать с ребёнком домашние задания нужно, если ребенку трудно, и ему требуется помощь. Не нужно, если ребенку по силам и требуется воспитать в нём самостоятельность. Нужны ли домашние задания? Да – для самостоятельного закрепления. Ибо знания - это, прежде всего, самостоятельная работа, а не заслушивание монолога учителя. И нет, не нужны, если учитель может организовать за 40 минут полноценное самостоятельное изучения материала в классе для каждого ребёнка. Но это, скорее, редкость»,- заявляет Александр, учитель истории.

Александр приводит в пример тему в 6 классе: Империя Карла Великого (первые каролинги, свержение меровингов, личность Карла, завоевательные походы, создание империи, каролингоское возрождение, распад империи, значение этого периода - по 5 минут на каждый блог, а кроме этого есть еще организационные моменты, объяснение домашнего задания, наведение дисциплины по необходимости). Даже монологом за 40 минут невозможно охватить все пункты полноценно,. Поэтому неизбежно остается на домашнее задание: выписать характеристики личности Карла из источника, нарисовать на контурной карте пути походов и прочее.

«Если кто-то не хочет делать с ребёнком уроки, пусть не делает. Но школьную программу это не отменит и на финскую не переведет (где, кстати, претендующие на высокие результаты и дальнейшее обучение, выбирают более сложные задания, в том числе, для самостоятельного изучения дома)», - дополняет Александр.

Есть ли какой-то выход, пока нашу систему образования в очередной раз не поменяли? Да, его придумывают учителя на местах. Своим способом "улучшить" домашние задания с сетевым изданием Lentaсhel.ru поделилась Ангелина, учитель литературы в школе №43:

«Кроме чтения небольших произведений или письменных ответов на вопросы для размышления я даю индивидуальные и групповые творческие задания - сделать викторину по пройденной теме, нарисовать иллюстрацию или комикс по произведению, разыграть сценку. Творческие задания - по желанию, за них я ставлю дополнительные пятёрки и дарю наклейки. Мне даже не приходится говорить об этом, дети делают это сами, потому что им интересно».

Ангелина подметила, что обязательное домашнее задание делается далеко не всеми. У неё есть система оценивания: за невыполненное домашнее она ставит сначала не «2», а минус, если накапливается три минуса, то может уже поставить за это плохую оценку. То есть у ребёнка есть время, чтобы доделать домашнее задание в течение недели и принести.

«Выяснив опытным путём, что дети охотнее выполняют необязательное д/з, больше склоняюсь к тому, чтобы давать его ученикам в виде творческих проектов и не каждый день, а, например, выдавать список интересных заданий на выбор на неделю. А вот как повлиять на то, чтобы дети читали произведения из школьной программы и приходили с прочитанным уже к уроку, не знаю. Здесь полностью нужно менять список литературы: для современных школьников 12 лет очень далеки все эти «Повести о разорении Рязани Батыем», «Поучения Мономаха». Нужны книги, читая которые, они могли бы идентифицировать себя с персонажами, узнавать в них себя», - задумчиво говорит Ангелина.

Таким образом, получается, что, если школа не даёт даже необходимый минимум, под который и заточена, а школьник самостоятельно изучает по вечерам то, что должны были рассказать учителя – ищите другую школу. Но если преподаватели выжимают из себя всё, что могут, и ребёнок приходит домой не с пустой головой, у вас есть три варианта:

  1. Учите школьные предметы с дочерью или сыном. Это, как ни крути, бывает интересно. Да и подучив ребёнка первые классов 6, можно начинать надеяться на то, что к старшим классам у него всё-таки выработается самостоятельность (вырабатывайте постепенно на тех же уроках или на другом чем-то), и вам не придётся драть на себе волосы, погружаясь по горло во всевозможные косинусы, синусы, интегралы и прочее.
  2. Хлопайте сына по плечу со словами «ты справишься, парень!», гладьте дочь по голове со словами «зато тебя полюбят не только за красоту, но и за ум» и оставляйте их один на один со страшным гранитом науки. В вузе им будет проще тогда, ибо с институтской программой вы точно ничем не поможете.
  3. Нанимайте репетитора, эдакого супергероя, который готов объяснить то, что вы не можете, а учителя не успевают (или тоже не могут, бывает и такое). Правда, в таком случае вам стоит либо быть миллионером, либо всё-таки парочку предметов взять на себя, иначе разориться можно – нанимать по всем дисциплинам специального супергероя.

Есть ещё один вариант-бонус, предоставленный нашей прославленной системой образования: отправляйте ребёнка в танцы, спорт или музыкалку/художку, чтобы он радовал вас успехами там, получал удовольствие от своего занятия, и забейте за то, что ваш ребенок не получит золотую медаль.

Новости партнеров

Нашли опечатку?