— Президент дал прямое поручение силовым структурам, прокуратуре, таможне, Роспотребнадзору проверить на местах источники поступления контрафакта, — говорит эксперт. — Но мы видим неудовлетворительные результаты проверки. Роспотребнадзор — не тот орган, который должен выявлять контрабанду. Все, что он может — изучить маркировку, производственные дефекты. Силовые ведомства, которые должны были исследовать документацию, к проверке не подключились. Работа была проведена большая, но по сути, формальная, даже удивляет такое отношение к заданиям президента.
Денисенко рассказал об одном из путей поступления контрафакта в Челябинскую область.
– Регион граничит с Казахстаном, мы видим, как караваны машин из дружественной республики пересекают наши границы. - Да, сейчас мы в Едином таможенном Союзе, а, значит, на таможне не имеем права останавливать и досматривать заходящие к нам грузы. Проверки делаются лишь выборочно, найденная контрабанда оформляется как товар с неверно заполненными документами. В таких случаях фуры просто отправляются обратно, где товар благополучно перегружается в другую машину.
Ежегодно на территорию России ввозится 200 миллионов пар нелегальной обуви, что в два раза превышает легальное отечественное производство (100 миллионов пар) и на 25% — легальный импорт (150 миллионов пар).
Почти сразу после анонса результатов проверки премьер-министр Дмитрий Медведев подписал план по борьбе с нелегальными товарами из 26 пунктов.
— Задача понятна: очистить рынок от поддельных товаров, они не всегда безопасны, могут нанести вред покупателям, — отметил глава правительства. — От подделок страдают и добросовестные компании, поэтому надо совершенствовать законодательство, разработать механизмы, которые позволят пресекать незаконный оборот таких товаров.
Первый шаг в этом направлении сделан: наверху пообещали усиленный таможенный контроль, с июня стартует эксперимент по маркировке обуви. А к 2024 году планируется создать прозрачную базу товарооборота в России, где будет прослеживаться вся цепочка — от поступления товара в страну до его продажи потребителю. Но производители легальной обуви, ежегодно вносящие в казну до 1,5 миллиарда рублей налогов, не уверены в эффективности таких мер.
— Маркировка — сама по себе мера правильная, но вопрос в том, кто будет и будет ли вообще проверять эти бирки, если не проверяется даже сам товар, — обращает внимание Владимир Денисенко. — Где гарантия, что маркировка также не будет подделываться? Пока мы не начнем проверять огромные рынки и торговые центры, где продается товар со страшным запахом, ситуация кардинально не изменяется. Самое страшное, что страдают дети, ведь контрабандой везется все самое вредное. В первую очередь нужно наводить порядок на границе и в торговле. Проблему необходимо решать совместно с пограничными и силовыми структурами.
Для справки:
Каждая вторая пара в России продается в «сером» сегменте с нарушением закона, а в ассортименте каждого третьего обувного магазина в России есть контрафактная обувь. 35,6% респондентов готовы покупать поддельную обувь. Основная причина покупки контрафактной обуви — она дешевле оригинала. Разница в средней цене, например, спортивной обуви в точках продаж оригинала и местах покупки подделки — 74%.