Эрнест Кузнецов: фронтовик, ставший учителем истории

Сегодня Россия празднует День Победы в Великой Отечественной войне. Lentachel.ru представляет вниманию читателей интервью с ветераном войны Эрнестом Кузнецовым. В 80-х годах ХХ века он был учителем истории у редактора нашего сетевого издания. Для школе № 31 (сегодня лицей) это легендарный учитель.

Эрнест Иванович Кузнецов – человек, как принято говорить, необычной судьбы. Моряк, ставший учителем. Русский офицер, который придя в образование, запомнился своим ученикам прежде всего тем, что учил думать.

Всегда мечтал быть моряком

Мечты о флоте у Эрнеста Ивановича появились с самого детства. Родился он в Томске, потом жил в Кургане. Когда учился в 8-м классе, семья переехала в Челябинск. Сразу после окончания школы юный мечтатель подал заявление в Омский речной техникум. Но началась война. Главным желанием было любой ценой попасть на фронт. Но в военкомате отказали. Потом были еще попытки – бесполезно. Вплоть до момента, когда в Челябинск приехал представитель Ленинградского высшего военно-морского училища, чтобы набрать молодых курсантов. Желающие попасть на войну пошли на комиссию. После нескольких медицинских испытаний из пятнадцати человек остались всего трое, в том числе Эрнест. Их погрузили в теплушки и отправили в Астрахань, куда было эвакуировано высшее военно-морское училище. В январе 1942 года из Астрахани училище перевели в Баку. Именно оттуда в июле-августе 1942 года Эрнест Кузнецов попал на фронт.

Это называлось военно-морской практикой. Но на деле парни попали прямо в бой. Немцы тогда рвались к Волге. Начиналась битва за Сталинград. И это был самый главный фронт войны. Курсанты-моряки рыли окопы наравне с пехотинцами. Окопы вскоре очень пригодились, когда ребята приняли участие в отражение немецких атак. На их участке к Волге прорывались моторизованные немецкие части – на мотоциклах. Не все курсанты потом вернулись к учебе. 5 человек с курса погибли в тех боях. Кузнецов уцелел.

Работали вместе с группой Курчатова

Война для курсантов-моряков складывалась все-таки с перерывами. Государство готовило морских офицеров и не могло себе позволить пожертвовать ими. И так в первый год уже был почти полностью выбит кадровый офицерский состав. Замену надо было по возможности беречь. Поэтому с октября по май курсанты учились, а потом шли на войну (военно-морскую практику!). Служили на самых разных военных судах – от торпедных катеров до крейсеров.

В 1943-45 годах практика заключалась в том, что Кузнецов с сокурсниками служили на Северном флоте, в Баренцевом море. Они в составе дивизиона тральщиков сопровождали караваны английских и американских кораблей, которые доставляли в СССР оборудование, военную технику, продовольствие, медикаменты. Защищали караваны от немецких подводных лодок. Защитить получалось, увы, не всегда.

В 1944-45 годах Кузнецов также тралил мины, оставшиеся после ухода немцев на Черном море, близ Севастополя. Немцы воевать умели, мины они ставили хитро. Но одно дело – мины на суше, где важно увидеть ловушку, к которой тянутся провода от коробочки, выполняющей отвлекающую функцию. И дальше уже дело техники для специалиста. Морские мины вдвойне опаснее. Они находятся полностью под поверхностью воды и совершенно не видны на расстоянии. Отдельную трудность представляло собой то, что работать приходилось ночью, поскольку иные мины срабатывали на свет. Из воды опасные сюрпризы вытаскивали ночью, заносили в темные помещения. И уже там разминировали.

Эрнесту Кузнецову на Черном море довелось работать в составе специальной группы морских минеров (5 человек). Это вообще-то считалось работой офицеров. Но за годы войны весь кадровый офицерский состав, как уже говорилось, был фактически уничтожен, их место вынужденно заняли курсанты. Они занимались разминированием, работая бок о бок с группой легендарного Игоря Курчатова, который впоследствии стал создателем атомной бомбы. Но в годы Великой Отечественной войны Курчатов занимался созданием метода противоминной защиты кораблей. Особое внимание группа Курчатова обращала на комбинированные взрыватели немецких морских мин: гидроакустические и гидродинамические.

Гитлер, начиная войну против Англии 1 сентября 1939 года, считал магнитные мины оружием, против которого нет защиты. Мина, сброшенная в порт, спокойно пребывала на дне до того момента, пока над нею не проходил корабль, металлический корпус которого изменял магнитное поле Земли и происходил взрыв.

В 1941 году Великобритания предоставила Советскому Союзу свою научную документацию по размагничиванию кораблей, выделило специалистов. 9 августа 1941 года в Севастополь из Москвы прилетели ученые-физики Александров и Курчатов. После отъезда Александрова на новое задание группу возглавил Курчатов. Он положил начало широкому применению безобмоточного размагничивания как подводных лодок, так и надводных кораблей… Суть метода была в том, что борт корабля как бы «натирался» петлей кабеля, через который пропускался сильный ток от специальной аккумуляторной батареи». Проблему магнитных мин Курчатов и его группа решили блестяще. После внедрения на Чёрном море, а затем и на других флотах метода размагничивания не погиб ни один советский корабль. За создание эффективных методов размагничивания кораблей Александрову, Курчатову и еще шести участникам работ была присуждена Сталинская премия первой степени.

Морской офицер стал учителем

Победный май 1945-го года Эрнест Кузнецов встретил на Черном море, в Балаклаве. Курсанты продолжали там заниматься разминированием. Сколько всего мин разминировали, не считал. Самое главное, что никто из их группы не погиб. А потом была опять служба в Баренцевом море.

Но в 34 года море пришлось оставить по состоянию здоровья. Вариант продолжения службы при штабе Кузнецова не устроил категорически. Так страна потеряла морского офицера, но неожиданно обрела…учителя. Эрнест Кузнецов закончил Челябинский пединститут по специальности «История». Кстати, его отец был историком, работал директором школы № 8. Наверное, сказалось и то, что в военном училище в свое время отлично преподавали историю (правда, с уклоном в морскую тематику). В общем, сложились определенным образом обстоятельства, скажем так.

С середины 60-х годов Эрнест Иванович преподавал в школе № 31, которая к сегодняшнему дню превратилась уже в знаменитый физико-математический лицей № 31, признанную кузницу кадров для научной сферы. Многие выпускники лицея разных лет разъехались по стране, окончили вузы Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, других городов. Немало выпускников уехали жить и работать за границу, где тоже оказались востребованы. Математики, физики, программисты.

Эрнеста Ивановича в лицее считают легендой. Выпускники разных лет относятся к нему с огромным уважением. Прежде всего в нем всегда ценили то, что он учил своих учеников думать, а не просто заучивать страницы из учебника. И еще Кузнецов всегда ценил личность в каждом из своих учеников. Не всякий учитель отличался таким уважением к школьникам, такой подчеркнутой интеллигентностью в каждом слове, каждом действии. Помимо преподавания истории Кузнецов еще много лет возглавлял школьный философский кружок, который за несколько десятилетий существования сформулировал 200 философских задач.

Мы разговаривали с Эрнестом Ивановичем за несколько дней до Дня Победы. И я попросил его ответить на вопрос, что такое война. Он ответил весьма необычно, как, возможно, ответил бы крупный политик или писатель: «Война – это резкое изменение стиля, темпа, качества жизни. Во время войны жизнь течет рывками. Нарушается привычный порядок вещей». Есть в этих словах спокойная мудрость человека, которую трудно понять нам, войны не видевшим, знающим о войне главным образом по книгам и фильмам. Давно заметил, кстати, фронтовики не любят рассказывать о войне. Те, кто побывал в самом пекле, не считают, что об этом можно рассказать что-то интересное. Понять, почему, наверное, можно, только самому оказавшись в такой ситуации.

Кстати, я задал своему собеседнику вопрос и о том, какие фильмы про войну наиболее достоверны. И услышал ответ, что разве что только фильмы про разведчиков. А вот батальные сцены, по мнению ветерана, ни в одном отечественном кино про войну, включая самые знаменитые ленты, не имеют ничего общего с тем, что происходило в действительности.

Эрнест Иванович и после войны был способен проявить характер. Например, когда мы учились в старших классах, комсорг нашего класса имел неосторожность назвать команду класса для политбоя (было в те времена такое состязание) «Солидарность». Слово отличное. Но проблема в том, что именно в то время в Польше поднималось антикоммунистическое движение Леха Валенсы под таким названием. Руководство школы заподозревало политическую провокацию. Стоял вопрос об исключению комсорга из школы, хотя учился он очень хорошо. Эрнест Иванович Кузнецов встал на защиту парня. И отстоял его. Сегодня тот комсорг - возможно, самый успешный из выпускников нашего класса. Кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы фронтовик не сказал вовремя свое веское слово.

Фото Екатерины Галкиной

Для справки:

Кузнецов Эрнест Иванович родился 25 сентября 1924 года. В 1946 году окончил Бакинское высшее военно-морское училище им. Кирова. Участник Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов Красной звезды. Капитан III ранга. Демобилизовался в1958 году. С 1961 года — учитель истории в школе № 30, с 1965 — учитель истории школы № 31, где проработал почти полвека. Его труд и педагогическая деятельность дважды отмечены знаком «Отличник народного просвещения».

Новости партнеров

Нашли опечатку?