Американский астронавт не смог купить самолет «Малыш» у златоустовского умельца

Люди все одинаковые, хоть и говорят на разных языках. Любят путешествовать, видеть новые места и страны, знакомиться с интересными людьми. У гостей саммитаШОС в Челябинске, конечно, не будет время для праздных экскурсий.

И все же саммит - повод рассказать о людях, которые были связаны с Челябинском, ходили по его улицам, а делами своими и достижениями стали известны не только в стране, но и в мире. Согласитесь, такие люди – бренды Челябинска и Челябинской области. С некоторыми из них будем знакомить на ленте нашего сайта в период подготовки к саммиту ШОС и БРИКС.

В истории челябинской авиации есть необычная страница. 12 апреля 1964 года над Златоустовским городским прудом в небо поднялся необычный одноместный самолет. Самолет назывался «Малыш» и был построен златоустовским самоучкой Львом Александровичем Комаровым и мальчишками из авиамодельного кружка, которым он тогда руководил во Дворце пионеров. Одноместный «Малыш» оказался по тем временам самым легким в мире самолетом. Известие о нем облетело страницы многих центральных изданий, а сам самолет совершил более 800 полетов.

Как-то в Златоуст приезжал знаменитый летчик Водопьянинов. А потом слух о самолете-малютке долетел до конструкторского бюро Антонова. Там заинтересовались новинкой: легче мотоцикла, а мотор целых 32 лошадиные силы. Для взлета «Малышу» нужно всего 50 метров. Управление простое. Из КБ написали в Златоуст письмо, пригласили Комарова для консультации. А из Америки пришло письмо от астронавта – заинтересовала его «для личного пользования» такая модель уральского минисамолета.

Вот габариты «Малыша». Размеры кабины, как у учебного планера. Сиденье летчика взято со списанного самолета ЯК-18. На самолете применен двигатель ЛК-2 собственной конструкции. Размах крыла – 6,9 метров, длина самолета – 4,75 метра. Вес пустого самолета – 110 кг, взлетный вес – 200 кг. Максимальная скорость – 110 км/час.

Комарова взяли (без специального образования) в конструкторское бюро Антонова. Он экстерном закончил авиаинститут, что само по себе случай уникальный. Работал консультантом по авиационной технике в Польше Там под его руководством проектировались и строились самолеты АН-2, «Искра», АН-28. Лев Александрович стал почетным гражданином Польши и заслуженным деятелем науки и техники Польши. А когда вернулся в Союз, выйдя на пенсию, поселился в Челябинске, где возобновил движение самодельщиков на Южном Урале.

Читаем на страницах «Комсомолки» полувековой давности: «Пролетают над Златоустом большие самолеты, пролетают, но никогда не садятся – в уральском городе среди гор нет и ровной площадки для аэродрома. Но каждый год разлетаются по белу свету на больших и маленьких крыльях златоустовские мальчишки. Каждый ли наставник может похвастать, что воспитанники избрали его предмет делом жизни?»

Спустя годы, эти слова можно было повторять уже в адрес многих челябинских мальчишек, а местные газеты Комарова называли «ребячьим комиссаром».

Льва Комарова давно нет с нами. Но память о нем живет: экспозиция о Льве Комарове создана в Златоусте, где он работал во Дворце пионеров. А еще в этом городе проводился конкурс среди юных техников из Златоуста и Миасса, носящий имя Льва Комарова. Конечно, этот человек достоин книги о себе. «Крылья Комарова» — так она может называться. И в ней найдутся страницы о людях, кто хранит в своем сердце память об этом человеке, кто называет себя «комаровцами».

Такую вот историю про «златоустовские крылья» подсказала эта старая фотография. Кстати, автор другой фотографии из 60-х – фоторепортер «Челябинского рабочего» Михаил Петров запечатлел тоже полет комаровцев над златоустовским прудом. Но уже на планере, которые они тоже построили сами.

Новости партнеров

Нашли опечатку?