В Карабаш хотят свезти мусор из других городов Челябинской области. Население готово к бунту?

В Карабаше прошла встреча заместителя директора ООО «Центр коммунального сервиса» (региональный оператор по ТБО) Владимира Ткачука и сотрудников минэкологии области с общественностью города по вопросу организации мусоросортировочной станции. Разговор проходил сложно и закончился скандалом.

Что такое Карабашский кластер?

Как выяснилось, в планируемый Карабашский мусорный кластер собираются включить также Миасс, Чебаркуль Златоуст, Кусинский и Уйский районы (населенные пункты, в которых проживает 452 тысячи жителей). Объем отходов, который образуется в этом мусорном кластере, составляет 107 тысяч тонн в год. Если раньше на мусорном полигоне в Карабаше захоранивали только отходы жителей и предприятий города, то теперь мусор повезут на сортировочную станцию и из других населенных пунктов области.

Реформа в сфере обращения с мусором идет в стране не первый год. Но нерешенных проблем по-прежнему много. Так, по Карабашскому кластеру, как отметил Ткачук, нет базы данных физлиц. Вторая проблема – обустройство мусорных контейнерных площадок (хотя это больше касается сельской местности). В инвестпрограмму «Центр коммунального сервиса» заложено 32 миллиона рублей на покупку мусорных контейнеров. Речь идет о контейнерах с крышками. Чтобы мусор не разносился ветром, как это часто бывает.

Одна из нерешенных проблем – неофициальные перевозчики мусора. В Карабашском кластере на сегодня работает 52 перевозчика. Часть из них - крупные перевозчики. Но есть частники, которые находят заказы на вывоз мусора, в буквальном смысле размещая объявления в газетах. При этом большинство отходов, которые вывозят они, по словам Ткачука, попадают в итоге не на свалку, а в леса и овраги. В качестве доказательства выступающий привел пример недавно обнаруженной несанкционированной свалки в 20 метрах от реки Урал.

На официальных же машинах-перевозчиках установлена система ГЛОНАСС, что позволяет контролировать все передвижения. Причем, эта информация будет в свободном доступе: какие машины перевозят мусор с тех или иных контейнерных площадок. Впрочем, это пока лишь планы.

По информации Ткачука, в Карабашском кластере будет создаваться вся необходимая инфраструктура: контейнерные площадки, мусороперегрузочные станции, мусоросортировочные станции. Сейчас в этом кластере мусоросортировочные станции есть только в Златоусте (на 12 тысяч тонн в год) и Миассе (на 25 тысяч тонн). Ведется постройка такой же станции в Карабаше (она будет самой большой в кластере - на 33 тысячи тонн). Станцию должны ввести в эксплуатацию до конца года.

Ткачук уточнил, что по новому законодательству с января 2019 года 168 видов отходов будет запрещено хоронить на полигонах. Не говоря уже об отходах 1-2 класса опасности (ртутных лампах, аккумуляторах и пр). Необходимо рассортировать отходы и значительную их часть отправить в переработку.

Кстати, на Карабашской станции появится рамка, способная улавливать гамма-излучение. Чтобы выявлять возможные радиоактивные отходы.

На полигоне в Карабаше будет создано порядка 50 рабочих мест, подчеркнул Ткачук. Это, конечно, хорошо.

До нового года ответственной за ситуацию с мусором в Карабаше остается администрация города. Но уже с января 2019 года за это начнет отвечать региональный оператор. Тарифы, по которым будет работать регоператор в Карабашском кластере, станут известны в течение нынешнего сентября.

Неприятные вопросы экологов

В такой сфере, как обращение отходов, ключевой вопрос – сохранение окружающей среды. Присутствовавший на встрече Феликс Панов, руководитель экодвижения «Время Че», спросил о том, как повлияет на экологическую ситуацию в Карабаше строительство новой мусоросортировочной станции. Эколог напомнил, что проект пока не получил поддержки местных жителей. Между тем федеральное законодательство требует согласовывать территориальную схему размещения отходов с населением.

Панов напомнил и о весенней встрече экологов с представителями того же «Центра коммунального сервиса», который сегодня уже является эксплуатантом действующего мусорного полигона в Карабаше. «Время Че» обращалось в Росприроднадзор с жалобой на замусоренность территории вокруг полигона. Однако проблема так и не была решена.

Еще Панов подчеркнул, что весной речь шла о том, что на действующем в Карабаше мусорном полигоне будут установлены весы, что будет организован эффективный учет ввозимого мусора. «Что поменялось за прошедшее время? Понимаем ли мы, что везется на полигон сейчас?», - задал вопрос эколог. И сам же напомнил слова Ткачука о том, что весь учет ведет сторож в конторской книге! При этом он даже не заглядывает в кузов мусорной машины, а записывает все со слов водителей.

Лидер экологического движения напомнил о проблеме многотоннажных грузовиков. Особенно с учетом того, что Миасс и Карабаш связывает единственная дорога. «Она в прекрасном состоянии», - тут же попытался вставить реплику Владимир Ткачук. Панов немедленно ему возразил: «Дорога разбита». Представитель регоператора уточнил: «Вы, наверное, говорите про дорогу на территории Карабаша. А между Миассом и Златоустом дорога хорошая». Панов снова уточнил: «А разве по какой-то другой дороге поедут машины на территории Карабаша?».

По оценке эколога, единственное, что с весны поменялось, - это была расчищена территория под строительство мусоросортировочной станции. Панов подчеркнул, что, говоря об этом, руководствуется оценками жителей Карабаша, с которыми общался по данному поводу.

Владимир Ткачук ответил на претензии экологов. По его словам, весы на пункте приема мусора есть. Но это механические весы, которые достались регоператору как бы по наследству от прежней организации, которая ранее занималась мусором в Карабаше. Сейчас эти весы в нерабочем состоянии. Приемка мусора ведется по объему кузова. А в проекте постройки мусоросортировочной станции предусмотрено появление электронных 16-метровых весов, позволяющих взвесить любой вид транспорта.

Представитель регоператора отверг претензии, что на полигон принимается мусор без проверки. И предложил прямо тут же поехать на место и проверить, есть ли основания для претензий такого рода или нет.

У Панова, как выяснилось, существует видеозапись того, как ведется учет грузовиков, привозящих на полигон мусор. Эколог заметил: «Это просто безобразие». По его словам, машины на полигон приезжают, даже не накрытые тентом. В грузовики при этом никто даже не заглядывает. И как можно принимать мусор, не зная его вес?

Ткачук начал терять терпение и посоветовал Панову почитать правила коммерческого учета отходов, в которых помимо варианта с приемом по весу предусмотрен вариант приема по объему. Объем измеряется как длина-ширина-высота кузова. Панов тут же с сотового телефона нашел правила коммерческого учета в Интернете и заявил, что там нет варианта с приемом отходов по объему.

Население против новой мусорной свалки

Один из местных жителей, ветеран, почетный гражданин города Гайнулла Валеев, участвовавший в разговоре, напомнил, что Карабаш – не помойная яма. Мужчина задал в резкой форме вопрос Ткачуку, почему мусорный полигон организуют в Карабаше, а не где-нибудь на Тургояке? В 500 метрах от действующего мусорного полигона в Карабаше, напомнил ветеран, находится Аргазинское водохранилище. А это источник питьевой воды для Челябинска. Валеев пригрозил: «Я подниму весь город. Перекроем вам там все дыры.». Он обвинил Ткачука в обмане народа. Выступавший ветеран в возмущении заметил, что смешно обвинять частников, будто они засоряют окружающую среду. От частников мусора на самом деле немного. Тем более, часть его идет на компост в огороды.

А услышав про объем мусора, который предлагается завозить на карабашскую мусоросортировочную станцию, Гайнулла Валеев перешел чуть ли не на крик: «Вы понимаете, что такое 33 тысячи тонн?!..». Почетный гражданин Карабаша заявил, что он поддерживает эколога Панова в его критике. И предложил представителю регоператора в принципе искать другое место для мусоросортировочной станции.

Ветеран также согласился с точкой зрения Панова, что многотоннажные грузовики разбивают дороги в Карабаше.

Представители общественности напомнили Ткачуку, что пришли на эту встречу не вопросы ему задавать. «Мы хотим жить» - эмоционально высказалась одна из местных жительниц. Но тут же задала-таки вопрос, волнующий многих: «Что будет Карабаш иметь от приема мусора с других городов?». Женщина была настроена по-боевому: «Мы Карабаш не отдадим. Мы хотим жить в чистой среде». И напоследок даже пригрозила: «Войну поднимем».

Другие участники обсуждений задавали вопрос, почему свалку нельзя передвинуть хотя бы подальше от Карабаша.

Представителя минэкологии не стали слушать

Юлия Жукова, начальник отдела организации обращения с отходами областного минэкологии напомнила, что реформа в сфере обращения с отходами идет с 2016 года. Полномочия переложены с муниципального уровня на региональный. Но Жуковой говорить фактически не дали. Жители Карабаша забросали ее вопросами, почему с населением города не был согласован вопрос о месте расположения мусоросортировочной станции. Карабашцы, разумеется, не хотят, чтобы к ним привозили отходы с других городов.

Жукова сказала, что основная цель реформы – прекратить размещение отходов в лесах и оврагах. Регоператор теперь собирает деньги с населения. И он несет ответственность за то, где и как будет собираться мусор. Представитель минэкологии пыталась объяснить общественникам разницу между свалкой и мусорным полигоном. Она говорила, что полигон, построенный регоператором рядом с Карабашом, соответствует необходимым требованиям. Но это утверждение вызвало шквал возмущения в зале.

Что касается территориальной схемы размещения отходов, чиновница признала, что существующая схема – не окончательная. Минэкологии готово выслушать предложения жителей Карабаша по ее изменению. В то же время Жукова напомнила: возможности существующего мусорного полигона небезграничны. Если он переполнится, придется строить новый.

Когда еще одна из чиновниц предложила жителям, если они не верят регоператору и минэкологии, написать президенту Путину по этому поводу, карабашцы возмутились: «Зачем вы тут Путина приплетаете? Зачем вы все делаете без народа?». Не услышав ответов на свои вопросы, общественники поднялись и вышли из зала, выразив напоследок свое недоверие как региональному оператору, так и областному минэкологии.

Ситуация складывается сложная. Пока неясно, ограничится ли протест карабашцев против строительства мусоросортировочной станции только выступлениями в ходе подобных собраний или же в самом деле дойдет до открытого неповиновения населения. Общественники, уходя из зала, говорили между собой: «Если народ не будет подниматься, задавят нас».

Новости партнеров

Нашли опечатку?