Зелёный и экологичный: Южный Урал получит новый общественный транспорт

16 июня региональное Министерство экономического развития подвело итоги голосования: какие цвета выбрали челябинцы и эксперты для нового общественного транспорта. Министерство экологии заканчивает прием заявок на открытый для всех конкурс «Хочу раскрасить эко-автобус!». Чем вызвано такое повышенное внимание в областной «повестке дня» к этой теме?

Ответ прост: существенными подвижками в «транспортной реформе». Перемены грядут, и уже скоро мы увидим результат.

В начале июня на Петербургском Международном экономическом форуме глава Челябинской области Алексей Текслер и председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов подписали весьма важный для обновления транспортной системы региона документ. Госкорпорация выразила готовность содействовать реализации инвестиционных проектов модернизации трамвайных и автобусных сетей в трех крупнейших городах Южного Урала – Челябинске, Магнитогорске и Златоусте.

Содействие ВЭБа – это, прежде всего, возможность приобретения новых единиц транспорта в лизинг. Но если смотреть на проблему в целом, то Южному Уралу будет весьма полезен опыт государственной корпорации, которая, по словам ее председателя Игоря Шувалова, исповедует комплексный подход к обновлению и организации транспортных систем в российских агломерациях, как к важному инструменту повышения качества жизни в регионах, включая и экологическую составляющую этого показателя. Поставка в Челябинскую область экологичных автобусов, работающих на сжиженном природном газе, - это один из важных пунктов лизинговых схем обновления транспортного парка.

Глава Челябинской области Алексей Текслер по итогам переговоров с главой корпорации «ВЭБ.РФ» заявил:

— Соглашение о сотрудничестве открывает для Челябинской области новые возможности для развития городских транспортных систем. Особенно актуально это для Челябинской агломерации, где проживает более полутора миллионов человек. Нынешнее состояние общественного транспорта не отвечает возросшим потребностям. Нам нужны концептуальные решения, которые бы четко увязывали между собой различные виды городского транспорта. Корпорация развития «ВЭБ.РФ» имеет опыт в разработке таких систем и свой пакет предложений. Рассчитываю, что в рамках соглашения уже в ближайшее время будет активизирована системная работа по модернизации общественного транспорта в городах Челябинской области.

Задачи существенного улучшения экологической ситуации за счет перевода общественного транспорта на газомоторное топливо стали для Челябинска особенно актуальными с началом подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, которые состоятся в 2020 году. Но создание наиболее комфортных условий для гостей – разумеется, не самоцель. Самое главное – жители, которые останутся здесь и когда высокие гости разъедутся по домам.

Так же актуально состояние окружающей среды, кроме Челябинска, и для других крупных промышленных центров области, собирающихся покинуть список «грязных» городов. Равно, как Челябинску надоело прозываться «столицей ржавых пазиков», так и Магнитогорск со Златоустом давно заслуживают свой современный экологически чистый транспорт.

Первый автобус, работающий на природном газе – еще не сжиженном, а сжатом, появился на Южном Урале сравнительно недавно. Но о том, что в промышленном регионе, как нигде, особенно важны экологически чистые транспортные средства, говорили еще с тех времен, когда дым из многочисленных заводских труб был гораздо гуще, чем сегодня, а доля выбросов вредных веществ от автотранспорта – значительно ниже.

Еще в конце 70-х годов прошлого столетия в Челябинске водители общественного транспорта активно и даже, можно сказать, азартно участвовали в конкурсах профессионального мастерства, организованных журналистами «Вечернего Челябинска». К слову, эти конкурсы-«тренировки» позволили челябинским транспортникам и на всероссийском уровне в те годы выглядеть весьма достойно, собирая призы и награды.

Конкурсные задания на разных этапах были не только сложными, супер-профессиональными. Например, водителям из тогдашнего Челябинского производственного объединения пассажирского автотранспорта на пути к финалу предложили помечтать о том, каким будут автобусы завтрашнего дня, предполагая, что такое задание привлечет и их семьи, детей.

Так и получилось. Пропитавшиеся за десятилетия работы за «баранкой» запахами дизеля и моторного масла суровые водители с удовольствием представили проекты чистых и бездымных автобусов на газе и электричестве. Не только словесные, но и с детскими рисунками, которые удивительно похожи на те, что нарисовали теперь, спустя 40 лет, пока взрослые голосовали за расцветку нового транспорта, челябинские дети в конкурсе «Транспорт моего города»,

И, кажется, у нынешнего поколения активных горожан – как маленьких, так и взрослых – мечта гораздо ближе к исполнению.

Глава региона Алексей Текслер после встречи в Законодательном собрании области сказал:

– В своем послании депутатам я акцентировал внимание на том, что городская среда и общественный транспорт должны быть, в первую очередь, комфортными для жителей и формироваться с учетом их мнения. И я уверен, что «Активный житель 74» – удобная платформа для получения обратной связи от людей.

Сколько бы ни было у нас справедливых претензий к выбросам промышленных предприятий, невозможно отрицать тот факт, что в последние десятилетия увеличение выбросов вредных веществ от автотранспорта в силу его количественного роста способствовал повышению содержания в атмосфере сажи и пыли, оксидов азота и углерода, диоксида серы и свинца. Как свидетельствуют данные регионального Минэкологии, количество выбросов автотранспорта превышает суммарные выбросы предприятий областного центра. Учтем еще тот неоспоримый факт, что промышленные выбросы худо-бедно рассеиваются в атмосфере, тогда как автомобильные выхлопы чаще всего так и висят плотным слоем над самой поверхностью.

Для улучшения качества атмосферного воздуха повышение экологичности транспортных средств в промышленном мегаполисе может оказаться даже более эффективным, чем предпринимаемые производственниками меры – это признают даже самые непримиримые борцы с дымяшими заводскими трубами.

Обновление подвижного состава, замена старых автобусов на работающие на компримированном или сжиженном газовом топливе без всяких сомнений снизит нагрузку на городскую атмосферу. Для того, собственно говоря, и начиналась работа, которую в Челябинске стали сегодня уже называть «транспортной реформой».

Посыл к модернизации общественного транспорта в регионах страны дал президент России Владимир Путин, сказавший:

«Одна из ключевых тем пассажирских перевозок – это состояние транспортных средств, их физический и моральный износ. Нужно проработать стимулы повсеместному обновлению автобусов, троллейбусов, трамваев, другого общественного транспорта, найти эффективные механизмы государственной поддержки модернизации транспортного парка. Ну и, конечно, поддержка поддержкой со стороны государства, но этот сегмент экономики должен быть рыночным, самодостаточным. Понятно, что сразу не прыгнуть в эту самодостаточность, но аккуратненько нужно к этому идти, обязательно нужно этим заниматься, иначе так и будет все время хромать, так люди и будут ездить на разваливающихся автобусах».

Собственно говоря, все последние действия областной власти, включая нынешний договор правительства региона с корпорацией развития «ВЭБ.РФ», и являются шагами в развитие этого посыла.

Тестирование автобусов, работающих на сжиженном природном газе, началось в Челябинске еще в мае. Две таких новых экологичных машины пустили по маршруту № 64.

Подача топлива им была организована за счет передвижных заправок. Но это, разумеется, не вариант при постоянной эксплуатации большого количества таких автобусов. Поэтому еще в феврале депутаты городской думы загодя обсуждали проблему отсутствия заправок для газомоторного транспорта. Тогда родилась налоговая инициатива предложить пониженную арендную ставку за земельные участки для инвестора, который создаст инфраструктуру для заправок нового типа.

Некоторые депутаты, надо сказать, вначале высказали сомнения в целесообразности введения такой льготы, заметив, что в регионе только две компании, по сути, смогут заправлять автобусы на газомоторном топливе – «Газпром» и «Новатэк». Возникли опасения, что в льготе могут усмотреть «коррупционную составляющую». Но сомнения преодолели – логичными соображениями о том, что льгота вводится под конкретное направление работы, а не под поставщика, которого пусть в итоге выбирает конкурсная комиссия.

Было определено, что площадь каждой заправки составит порядка 1 тысячи квадратных метров, а стоимость – около 400 миллионов рублей. Трудно пока сказать, сколько таких заправок понадобится городу. Число их окончательно определит динамика роста количества транспорта на этом топливе.

Сейчас правительство области планирует закупить 65 современных автобусов на газомоторном топливе. На эти цели из бюджета выделяется 765 миллионов рублей. Начальник городского управления транспорта Максим Кичеев так говорит о перспективах вывести эти автобусы на маршруты осенью:

«Если мы планируем, если финансовые средства поступят в июле, то посчитайте: 40 дней на контракт, 60 — на поставку автобусов. Мы рассчитываем на сентябрь–октябрь. Естественно, все автобусы будут низкопольными, на газомоторном топливе и оборудованы определенными системами. Уже сейчас принят документ планирования, в котором говорится о поэтапном переводе малого класса автобусов к среднему и большому. Бизнес, который хочет работать на новых условиях, должен приобретать и покупать такие автобусы».

Акцент на том, что все автобусы будут низкопольными, не случаен. Это требование главы региона Алексея Текслера стало обязательным после того, как общественник, инвалид-колясочник Николай Ольховский, прождавший на остановке под проливным дождем низкопольный автобус несколько часов, опубликовал на своей странице в социальной сети видеообращение к властям.

А отсыл в словах чиновника к представителям бизнеса нуждается в пояснении. Решать все транспортные проблемы области за счет бюджета, разумеется, нереально, да никто и не собирается вытеснять частных перевозчиков из сегмента перевозок пассажиров. Но, повторимся, позиция областной власти такова: хотите работать – меняйте старые машины на современный транспорт.

Член областной Общественной палаты Евгений Коробейников солидарен с мнением о том, что частные предприниматели должны быть вовлечены в решение проблемы доступности и безопасности транспорта, в том числе и низкопольного:

«Я считаю, что это реальная проблема, которую нужно решать. Можно изменить требования, прописать в уставе, что индивидуальные предприниматели, работающие на рынке перевозок, обязательно должны иметь определенный процент транспорта, доступного для маломобильных групп населения».

В перспективе на Южном Урале в течение ближайших двух лет, к 2021 году должно появиться 500 новых современных экологичных автобусов.

Возвращаясь в день сегодняшний, скажем о том, с чего начинали рассказ: в только что прошедшем народном голосовании за цвет будущего челябинского транспорта большинство участвовавших челябинцев – 30 с лишним процентов – отдало предпочтение зеленому. Пятая часть голосовавших граждан выбрала красный цвет, который, кстати, больше нравится экспертам:

«Учитывая суровый стиль города, цвет транспорта должен быть ярким, теплым и насыщенным, например, красный. В монументально-сером городе с суровым климатом и нехваткой солнечного цвета, красный необходим как цветовая компенсация. Мировых примеров аналогичной раскраски много: Гонконг, Лондон, Вена, Копенгаген, Белград и т.д.», - считают архитекторы Николай Шумаков и Андрей Бутусов.

Каким будет окончательное решение, скоро увидим. Кстати, в конкурсе 40-летней давности, о котором упоминалось выше, дети водителей ЧПОПАТ предлагали окрасить каждый городской маршрут в свои цвета, фантазируя, что красные, зеленые, синие, желтые автобусы сделают Челябинск настоящим Солнечным городом.

Новости партнеров

Нашли опечатку?