Городской дилижанс: как челябинская достопримечательность «разошлась» по миру

Есть несколько картин и фотографий, где главный «герой» - это транспортное средство, которого в других местах российской империи нельзя было встретить.
Городской дилижанс: как челябинская достопримечательность «разошлась» по миру
Челябинский дилижанс на картине Евгения Лансера

Журналистка Нечаева в 1909 году в очерке «Челябинские впечатления» так описала эту местную достопримечательность на колёсах: «В настоящее время город соединяется со станцией трясучим шоссе, очень плохим, но все-таки вымощенным. По шоссе пустили общественный омнибус. Что это за омнибус, лучше не говорить. Но он все-таки существует, как и в цивилизованных странах. Омнибус – это не что иное, как деревянный ящик без окон, с двумя дырками вместо дверей. Кучер при нем верх безобидности и хладнокровия».

Город в начале ХХ века делился на две части – одна была у реки, другая – у вокзала. Их разделяло несколько километров. Такие вот городские дилижансы стали своеобразными «маршрутками», дававшими возможность попадать горожанам из одной части в другую.

Другой современник отмечал, что пассажиры охотно садились в эти дилижансы, потому что разница в цене между извозчиком и «дилижансом» была слишком большой, особенно для бедных людей. Такса для дилижанса была 5 копеек в один конец На «извозчике» такая поездка обходилась в 35 копеек.

Дилижанс был устроен так: деревянный каркас обшивался досками и крепился на оси без рессор. Его везли две лошади. У дилижанса имелись два больших открытых проёма по бокам для входа и выхода пассажиров.

Известность далеко за пределами Урала челябинские дилижансы получили, скорее всего, благодаря такому факту. В 1907 году некоторые участники автомобильной гонки Пекин-Париж проехали через уездный Челябинск.

После гонки один из французских участников выпустил в Париже книгу с описанием своих приключений, поделился он и своими впечатлениями о Челябинске:

«Челябинск кажется тихим и сонным, грустным городом с широкими улицами и населением около 40 тысяч человек. Это уездный городок Оренбургской губернии, пункт следования для русских переселенцев в азиатскую часть Сибири.

В этом городе нет ничего примечательного, за исключением омнибусов, которые являются своего рода достопримечательностью, с которой я никогда не сталкивался раньше в моих путешествиях по свету».

Так, говоря современным языком, челябинская достопримечательность была «распиарина».

Во время путешествия на Дальний Восток, художник Евгений Лансер в 1904 году проезжал Челябинск. Позже он запечатлел челябинский цирк на Южной площади (на этом месте сейчас находится площадь Революции), повозку на колёсах с кучером, запряженную парой лошадей. Картина была воспроизведена на цветной почтовой открытке и разошлась по свету.

Дилижанс был запечатлён еще челябинским художником Игнатием Вандышевым на картине, написанной им в 1947 году.

Челябинский дилижанс свое «отслужил», когда ему на смену пришел автобус.

Несколько лет назад в Челябинске издавалась еженедельная газета, носившая имя «Городской дилижанс».

Новости партнеров

Нашли опечатку?