Конкуренция возвращается в сферу дорожного хозяйства Челябинска

В Общественной палате Челябинска прошел «круглый стол», посвященный качеству в сфере ремонта и строительства дорог. Участники высказывались аргументированно и порой весьма эмоционально. В конечном счете было принято решение, которое должно помочь решить правовую задачу, без чего качественных дорог Челябинску не видать.
Конкуренция возвращается в сферу дорожного хозяйства Челябинска
Арман Аракелян возглавил рабочую группу Общественной палаты Челябинска по выработке критериев оценки качества дорог

Участников «круглого стол» было около 10 человек плюс представители прессы. Председатель Общественной палаты Юрий Зацепилин напомнил, что врио губернатора Алексей Текслер уделяет большое внимание сфере дорожного строительства. Но самое главное – эта проблема касается каждого.

Открыл мероприятие Михаил Авдеев из отдела планирования дорожной деятельности министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. Он рассказал о реализации проекта «Безопасные дороги» в регионе. В прошлом году на эти цели было выделено 750 млн рублей на ремонт 44 километров дорог. Средства были полностью освоены. А вот из более чем миллиарда рублей, выделенных на реконструкцию, дорожники освоили меньше половины. Поэтому в министерстве опасаются, как бы и в этом году не получилось подобного.

На собственно ремонт дорог в 2019 году выделено средств по области больше – около миллиарда рублей. Отдельно Челябинску выделен миллиард рублей на реконструкцию и еще 3 миллиарда рублей – на капитальный ремонт дорог. Особое внимание – к многоуровневой развязке на улице Братьев Кашириных.

Член Общественной палаты Арман Аракелян (директор ООО «Дорстройтех - лизинг») отметил, что в прежние годы в регионе складывалась в корне неправильная система организации работ. 56 миллиардов рублей, по его данным, было выделено на ремонт и строительство дорог в регионе в 2015-2018 годы.

При этом большинство подрядчиков под разными предлогами при губернаторе Дубровском просто не допускали до участия в аукционах по ремонту дорог. Все контракты доставались фактически одной компании. Поэтому предпринимателям и общественникам пришлось обращаться в челябинское управление федеральной антимонопольной службы (ФАС). В том числе и сам Аракелян подавал такие жалобы. И в конце концов это принесло результат. ФАС возбудило знаменитое теперь уже дело о сговоре на дорожных аукционах губернатора Дубровского, регионального миндортранса и компании «Южуралмост». Через сутки после того, как ФАС объявила, что факт сговора установлен, Дубровский, как известно, досрочно подал в отставку.

Аракелян напомнил слова врио губернатора области Текслера о том, что на дорожных аукционах должна быть здоровая конкуренция. И отметил, что подрядчики поддерживают такой подход власти. Все заинтересованы в качественной работе и готовы к конкуренции.

Мария Шпрайзер, директор ООО «МостДорСтрой», напомнила о проблеме разного подхода к нормативной документации, разных требованиях к разным материалам, которые используются при ремонте дорог. И отметила, что было бы неплохо унифицировать эти требования. И благодаря этому подтянуть в итоге качество дорог в Челябинске к качеству дорог на территории области.

Эльдар Ахтямов, технический директор института УралНИИстром, обозначил, возможно, главный корень всех бед – часто техзадания на дорожных аукционах звучат расплывчато. Соответственно и критерии оценки качества дорог получаются нечеткие. Для подрядчиков возникают сложности в связи с этим.

Евгений Илле, директор ООО ТД «Челябоблснабсбыт», высказался кратко: его предприятие готово обеспечить качественные материалы для ремонта дорог.

Зацепилин передал слово представителю эксплуатирующей организации. А тот отметил важный процедурный момент, который обычно финансово не обеспечивается в процессе ремонта дорог. Администрация города нередко просто из-за ремонта дорог перекрывает движение на тех или иных участках, не обращая внимания на электротранспорт, который не может просто так взять и объехать ремонтируемый участок – требуется переносить электрические сети. А поскольку в затратах на ремонт дорог не предусмотрено финансирование переноса электросетей, электротранспорт просто перестает ходить на определенных участках. В результате городское транспортное предприятие терпит убытки, а для горожан прекращение движения привычных маршрутов несет неудобства.

Владимир Марус, член Общественной палаты Челябинска, руководитель АНО «Южно-уральский инженерный центр», был особенно эмоционален, пытаясь выяснить, почему в Челябинске дороги плохие, а в той же Тюмени хорошие: «Технологии меняются – результат одинаково плачевный. Почему так? Заказчик должен не принимать плохую работу. Заказчик – администрация города. А пока дорог даже на год не хватает – рушатся».

Аракелян напомнил, что сказывается, видимо, еще плохое содержание дорог города зимой. Все же помнят, как плохо убирался снег. А неубранный вовремя с дорог снег в оттепель или с приближением весны начинает таять и разрушает дорогу. Тут хоть какие материалы используй – не поможет.

Ахтямов предложил решение проблемы с качеством: прописать четкие требования в муниципальных контрактах на ремонт дорог. С жесткой опорой на существующие ГОСТы, чего пока нет. Без таких требований все обсуждения состояния дорог бессмысленны.

Предпринимательница, член Общественной палаты Ирина Плещева поддержала идею и предложила создать рабочую группу, которая подготовит необходимый минимум таких требований, которые должны отражаться в контрактах на ремонт дорог. И напомнила, что Общественная палата должна также обратиться к городским депутатам.

Шпрайзер тут же напомнила, что у администрации города даже необходимого оборудования для обеспечения качественной приемки отремонтированных дорог пока нет. Но участники круглого стола напомнили, что на областном уровне такое оборудование уже появилось. Значит, вопрос решаемый.

Ольга Никитина, зам. начальника управления перспективного развития КГиА, в свою очередь рассказала, что про старый генплан развития дорожной сети можно забыть, тем более что ему толком ничто уже не соответствует. Зато московским институтом готовится новый 20-летний генплан для Челябинска. Разработана и новая транспортная схема. Пока замечаний на него от управления дорожного хозяйства города не поступало.

В итоге участники «круглого стола» решили создать рабочую группу, которая должна разработать критерии оценки качества ремонта дорог. Возглавил рабочую группу Арман Аракелян. Он пояснил Lentachel.ru, что главное – вернуть конкуренцию в дорожную сферу, чтобы на дорогах работал не один подрядчик, а несколько. Конкуренция – залог обеспечения качества при не слишком раздутых расходах бюджета.

Рабочая группа должна будет обеспечить контроль за качеством ремонта дорог на основе четких критериев оценки в соответствии с новыми стандартами. Результаты такого контроля предполагается освещать через средства массовой информации, подчеркнул Аракелян.

Рабочая группа примет участие и в составлении техзаданий для подрядчиков - совместно с теми институтами, которые обеспечивают независимую оценку.

Новости партнеров

Нашли опечатку?