Алексей Текслер: мы будем наращивать темпы дорожного строительства

Глава Челябинской области после участия в состоявшемся на днях в Кремле заседании Госсовета по вопросу модернизации дорожного движения ставит задачи по реализации новой государственной программы в регионе.
Алексей Текслер: мы будем наращивать темпы дорожного строительства
Госсовет по развитию сети автомобильных дорог

Подводя итоги обстоятельного и детального обсуждения проблем развития сети автомобильных дорог общего пользования и обеспечения безопасности дорожного движения на заседании Государственного совета президент, Российской Федерации Владимир Путин заметил:

«Всем понятно, что дорога – это хорошо, а бездорожье – плохо. Но не всем понятно, к сожалению, что наличие дорог для нашей страны, хороших и качественных дорог прежде всего, имеет чрезвычайно важное и особое значение с учётом огромности нашей территории. Связанность территорий, субъектов, муниципалитетов между собой чрезвычайно важна и для экономики, и для социального самочувствия наших граждан».

На Южном Урале, где дорожная сеть насчитывает более 27 тысяч километров федеральных, региональных и муниципальных дорог, значение качественных улучшений в этой сфере понимают очень хорошо. Изменения и дополнения в действующую государственную программу развития дорожного хозяйства в Челябинской области, направленные на повышение качества ее реализации, в регионе приняли в апреле нынешнего года, за три месяца до профильного заседания Государственного совета.

Общая протяженность автомобильных дорог в Челябинской области составляет:

  • дороги федерального значения: 612 км;
  • дороги регионального значения: 8696 км;
  • дороги муниципального значения: 16288,3 км.

Из общей сети региональных дорог имеют твердое покрытие 8832 км (98,3%), из них усовершенствованное – 6262 км (72,2%). Грунтовых дорог – 145 км.

Тогда на совещании, посвященном дорожному строительству и ремонту дорожного покрытия в регионе в 2019 году, глава региона Алексей Текслер подверг резкой критике многие аспекты выполнения этих работ. В частности, систему организации торгов в дорожной сфере. Претензии к ней не раз предъявлялись раньше со стороны ФАС, и глава региона был солидарен с выводами антимонопольщиков, заявив:

«Монополизация — это всегда плохо. На этом рынке должна быть здоровая конкуренция».

Врио губернатора потребовал тогда изменить подход к выбору исполнителей дорожных работ. Алексей Текслер высказал мнение о необходимости повсеместного внедрения контрактов жизненного цикла, по которым подрядчик будет ответственность за качество работ в течение всего гарантийного срока и за свой счет устранять выявленные в ходе эксплуатации дороги дефекты.

Особо подчеркнул руководитель области необходимость при определении дорожных объектов «сформировать прозрачную рейтинговую систему с учетом жалоб людей, анализом статистики ДТП, текущего состояния покрытия».

На апрельском совещании обсудили ремонт, строительство и благоустройство приоритетных участков дорог регионального подчинения. Отдельное внимание было уделено освещенности дорог. На проведение работ по устройству наружного освещения было решено направить профицит средств, образовавшийся от торгов. В список этих работ внесли 10 участков автомобильных дорог регионального значения, проходящих по таким населенным пунктам области, как поселок Бектыш, село Русская Теча, деревня Новое поле, село Миасское, село большие Харлуши, село Долгодеревенское, поселок Октябрьский, поселок Ишалино, город Южноуральск, деревня Айбатово.

На 2019-2020 годы запланированы следующие работы:

1) Ремонт участков региональных автодорог

• Баландино — Береговой,

• Сагаусты-автодорога Вахрушево города Копейска — Долгодеревенское,

• Шершни — Северный, с подъездом к поселку Садовый,

• Шершни — поселок Западный,

• Челябинск — Харлуши — граница Аргаяшского муниципального района, в том числе транспортная развязка на пересечении с обходной автодорогой.

2) Строительство подъездных путей

• к поселку Белый Хутор,

• к поселку Терема

3) Строительство автомобильной дороги Береговой-Сагаусты с мостовым переходом через реку Миасс

4) Устройство освещения на автомобильной дороге Челябинск — Харлуши — граница Аргаяшского муниципального района

Так подробно вспомнить об апрельском совещании стоит в контексте предложений, прозвучавших и проработанных на нынешнем заседании Государственного совета. Они по духу и букве совпадают с направлением, обозначенным Алексеем Текслером в развитии системы дорожного движения на Южном Урале.

После заседания Госсовета глава региона сказал:

«Все прозвучавшие сегодня вопросы имеют определяющее значение для Челябинской области. В 2020 году заканчивается действие Федеральной программы безопасности дорожного движения. Поддерживаем необходимость разработки новой программы до 2030 года. Регион в ней нуждается».

В рамках Госсовета по каждой из существующих на сегодня в дорожном строительстве проблем были приняты важные инициативы. Было обсуждено, в частности, создание федеральной программы по реконструкции и капитальному ремонту аварийных и предаварийных мостов (путепроводов) с дополнительным финансированием из федерального бюджета.

В Челябинской области сейчас более 30 таких объектов, нуждающихся в ремонте и реконструкции. «Цена вопроса» – более двух миллиардов рублей. Еще недавно с учетом возможностей областного дорожного фонда представлялось реальным за год восстановить не более трех-четырех путепроводов. В рамках новой государственной программы появились и новые средства решать эту задачу.

«Создание государственной программы по ремонту аварийных мостов с финансированием из федерального бюджета позволит в кратчайшие сроки реконструировать все путепроводы и обеспечить их дальнейшую безопасную работу и безопасность дорожного движения», – с удовлетворением отмечает Алексей Текслер.

Понятие контракта жизненного цикла, о необходимости введения которого в практику в апреле глава Челябинской области говорил на совещании, теперь, на заседании Госсовета решено расширить. Это кардинально важный момент в подходе к организации дорожного строительства и последующего содержания дорог. Ведь при дефектах на дорогах между теми, кто ее строил, и теми, кто дорогу содержит, постоянно возникают взаимные претензии и спор – кто виноват?

Контракт жизненного цикла – это долгосрочное соглашение с подрядчиком на обслуживание закрепленного договором участка автодороги.

«Сегодня только от стройки до содержания возможны такие контракты. Теперь возможности контрактов жизненного цикла будут расширены, и это правильно», – говорит Алексей Текслер.

Формат КЖЦ будет распространен с проектирования, строительства, содержания и ремонта вновь построенных магистралей на ремонт, текущее и последующее содержание уже существующих автомобильных дорог. С учетом того, что КЖД имеют долгосрочный период, предлагается финансовое обеспечение исполнения контракта устанавливать дифференцированно, то есть не требовать с подрядчика единовременного обеспечения, а разбивать его по годам, или по этапам работ, предусмотрев и поэтапную выплату авансов. А по контрактам, которые не могут быть разбиты на этапы, совместно с Банком России будет разработан механизм получения подрядчиками долгосрочных банковских гарантий.

Еще одна важная государственная программа, рассчитанная до 2030 года, о которой говорили на заседании Госсовета, будет включать дополнительные мероприятия по увеличению безопасности на дорогах.

Говоря об этой проблеме, президент Владимир Путин начал с того, что безопасность дорожного движения во многом зависит от качества и обустроенности дорог, в том числе – от их освещённости.

«С этим у нас, прямо скажем, беда, – сказал глава государства. – За пределами агломераций практически на всех дорогах – кромешная темень. И дело не только в неразвитой инфраструктуре. Дело, надо об этом прямо сказать, в объективном дефиците средств: ночной тариф на электроэнергию достаточно дорогой. Это вынужденная экономия, и она приводит, к сожалению, к авариям и трагедиям.

За такую ситуацию отвечают и энергетики, и главы регионов, и правительство в целом. Прошу всех, безусловно всех, кого я сейчас упомянул, согласованно и незамедлительно приступить к решению вопроса о тарифах для освещения дорог. И конечно, нужно определиться с темпом, с пошаговым решением этих задач: что, где, когда нужно в первую очередь начать освещать».

В качестве примера уместно привести решение об устройстве наружного освещения на автодороге Челябинск — Харлуши — граница Аргаяшского района. Эти работы вошли отдельным пунктом в план года после того, как Алексей Текслер дал соответствующее поручение по итогам личного приема жительницы села Кременкуль.

На этом участке протяженностью почти 8,3 км, который начинается от границы Челябинска и включает в себя всю транспортную развязку, будет установлено 719 многогранных оцинкованных опор и 794 светодиодных светильника с автоматизированной системой управления и коммерческого учета электроэнергии.

Решение энергетиками и правительством проблемы, обозначенной президентом, даст возможность и Челябинской области расширить тот список обустройства наружного освещения с намеченных в апреле 10 объектов до значительно большего количества участков магистралей и населенных пунктов региона.

В целом на заседании Госсовета были поставлены масштабные и амбициозные задачи модернизации, которые потребуют вложения огромных средств. Подытоживая разговор на заседании, президент Владимир Путин, в частности, сказал:

«В ходе подготовки к «Прямой линии» много материалов посмотрел по регионам, по стране. Понятно, что на всё денег никогда не хватает, но если грамотно, правильно организована работа, то многих вещей можно избегать, совершенно очевидно. Знаете, смотрю иногда видеоматериалы, фотоматериалы, и возникает вопрос: «А губернатор там бывал когда-нибудь? Видел когда-нибудь эти объекты?». Многие вещи, уверяю вас, – я смотрел это, уверен абсолютно, сам в регионе работал, – не требуют больших усилий. Внимание нужно только, правильное планирование и своевременное реагирование на эти вопросы».

В связи со сказанным вспоминаются поездки главы Челябинской области Алексея Текслера по наиболее сложным и проблемным объектам дорожного строительства в регионе. Проблемы этой отрасли руководитель области предпочел изучить лично, дав понять и местным чиновникам, и дорожникам, что поблажек не будет. В ряде случаев решения принимались прямо на объекте, снимая острую назревшую проблему, как, например, в ситуации с расширением улицы Дарвина при реконструкции моста на Троицком тракте. Были и резонансные кадровые решения по итогам увиденного и услышанного на месте работ.

Говоря о внимании к качеству дорожных работ, Алексей Текслер подчеркивал необходимость внедрения независимого контроля, помимо традиционного, который обеспечивают исполнитель и заказчик. «Более того, нужно привлечь общественность, чтобы это происходило публично», – отмечал руководитель области.

Общественники региона не ограничиваются обсуждением проблем дорожной модернизации за «круглым столом», также выезжая на места проведения работ. Уже стали традиционными выездные мероприятия регионального Миндортранса совместно с представителями общественности.

Олег Гудимов, эксперт Общероссийского народного фронта:

«Несомненно, что такие мероприятия несут пользу и показывают открытость дорожных служб, в том числе Миндортранса, в работе с общественностью, в формировании мнений. Необходимо показывать, что происходит на самом деле, выслушивать критику и как-то с этим работать. Ценность в этом есть, и это нужно продолжать. Надеюсь, что и наше обращение в управление дорожного хозяйства администрации Челябинска будет рассмотрено и, возможно, организован подобный выезд, но уже на автодороги города Челябинска».

Не так давно, например, общественники побывали на месте ремонта выездной магистрали, ремонт которой является одним из важных этапов в подготовке к предстоящим в 2020 году саммитам ШОСи БРИКС. Ходом работ в целом остались удовлетворены.

Как резюмировал Николай Шуленин, председатель рабочей группы общественного контроля Миндортранса:

«Работа идет слаженно, быстро и качественно. Если остальные объекты, входящие в нацпроект «Безопасные и качественные дороги», будут ремонтироваться так же — это замечательно».

Теперь, с расширением задач по модернизации дорожного движения, и от общественных организаций, в том числе, потребуется еще более активное участие в независимом контроле. Работы предстоят масштабные.

«Привести в нормативное состояние большинство магистралей Южного Урала – это ключевая задача, которую я ставлю перед правительством региона. В 2019 году в регионе на дорожные работы направлена беспрецедентная сумма – более 16 миллиардов рублей. И с каждым годом мы будем стараться наращивать темпы дорожного строительства», говорит Алексей Текслер.

Новости партнеров

Нашли опечатку?