Наследие Дубровского? Более миллиарда рублей вывела из средств на ремонт дорог группа Вильшенко, считают налоговики

Бывший губернатор Челябинской области Борис Дубровский недавно подал в суд на Федеральную антимонопольную службу. Интересно, что из этого получится.

Как известно, ФАС в марте признала факт сговора губернатора с областным министерством дорожного хозяйства и компанией «Южуралмост» по аукционам на ремонт дорог. Раскручивается скандал вокруг вывода миллиардных сумм из бюджета региона в результате сомнительных финансовых операций в прежние годы.

В прошлом году, когда Дубровский еще был губернатором, его имя периодически всплывало в публикациях, посвященных скандальному распределению средств, которые выделялись бюджетом на ремонт дорог в Челябинской области. В 2011- 2014 годах группа компаний «Автобан» (ЗАО «Южуралавтобан», ЗАО «Каслидорремстрой» и ООО «Пластовское ДРСУ»), принадлежащая Сергею Вильшенко, часто выигрывала государственные контракты на обслуживание и ремонт дорог в Челябинской области. ПО ряду свидетельств, это происходило в силу того, что бенефициары «Южуралавтобана» находились в тесной связке с чиновниками министерства дорожного хозяйства области. Результатом такого сотрудничества было во многом искусственное «укрупнение» лотов и создание преимущественных условий для «Южуралавтобана» на госаукционах.

Ранее публиковалось открытое письмо к спикеру Госдумы Вячеславу Володину и генпрокурору Юрию Чайке 78-летней Маргариты Бутаковой, которую сделали обвиняемой по уголовному делу о якобы имевших место взятках при распределении украденных из бюджета средств, выделенных на ремонт дорог.

Бутакова утверждала, что следственные органы Челябинской области незаконно возбудили против нее уголовное дело, чтобы «отвести подозрения и освободить бизнесменов Сергея Вильшенко, Алексея Башаева и Константина Овчинникова от уголовного преследования за совершенные ими многомиллиардные хищения». Она в том числе напоминала, что в 2014 году в отношении Овчинникова и Башаева были возбуждены дела о взятках, однако потом эти уголовные дела закрыли за истечением срока давности и ввиду отсутствия состава преступления.

Зато параллельно следствие собрало доказательства в отношении Вильшенко и Башаева по обвинению в мошенничестве. Бутакова утверждала, что упомянутые бизнесмены «разработали и выдвинули версию», по которой три миллиарда рублей были ими не просто похищены, а переданы губернатору (на тот момент) Челябинской области Михаилу Юревичу и депутату Госдумы Белоусову как взятка. Передача денег состоялась якобы с помощью Бутаковой. Однако она сама утверждала, что в действительности группа Вильшенко не платила взяток Юревичу и Белоусову, а выводила деньги за границу через сеть подставных компаний, либо обналичивала их на территории России.

В ходе суда над партнерами Вильшенко была обнародована переписка Екатерины Краснихиной с министром дорожного строительства Челябинской области Дмитрием Микуликом. Из нее следовало, что именно помощники Вильшенко разрабатывали конкурсную и проектную документацию для аукционов, в которых затем участвовали подконтрольные им фирмы. По данным Федеральной налоговой службы, в 2014 – 2017 годах (когда губернатором был Борис Дубровский) структуры Вильшенко заключили с правительством региона более 330 государственных контрактов на общую сумму более 40 миллиардов рублей. Более 200 миллионов долларов были в результате выведены за границу – эти средства осели в банках Кипра, Греции, Швейцарии и Германии. Кроме того, налоговики считают, что более миллиарда рублей группа обналичила через фирмы-однодневки на территории России.

Как именно выводились средства? Это можно увидеть на примере процедуры вывода средств с ЗАО «Южуралавтобан» на ООО «Зеон» и другие аффилированные компании через претензию на возмещение задолженности и договора цессии.

Способом вывода средств стала теневая площадка Faktura, которая контролировалась Вильшенко, Башаевым, их юристом Краснихиной, а также Жарской Е. В. и Гришиной (Ртищевой) Т. С. Факты подтверждены документально, в том числе материалами уголовного дела (которые не смогли скрыть следователи), материалами выездных налоговых проверок, проведенных в отношении компаний Вильшенко, сведения о которых отражены в многочисленных решениях Арбитражного суда Челябинской области.

Знакомые с ситуацией информированные источники уверены, что уголовное дело в отношении Бутаковой – это способ давление следствия на ее зятя, депутата Вадима Белоусова. «Для следствия главное – показания Вадима Белоусова на Михаила Юревича. И поэтому оказывается давление на его семью». Юревич - как известно, бывший губернатор Челябинской области, сумевший нажить себе немало врагов.

В августе 2018 года скандально известное ЗАО «Южуралавтобан» было признано банкротом из-за долгов. Налоговая служба предъявила компании счет на миллиард рублей. Столь крупные долги накопились из-за неуплаты НДС по ряду операций с посредниками за 2012-2014 годы. Известно, что из полученных по госконтракту из федерального и областного бюджетов средств на ремонт дорог (5,2 миллиарда рублей) на счета ЗАО «Южуралавтобан» вернулось менее половины суммы. Компания в тот момент принадлежала бизнес-структурам, близким к структурам Вильшенко.

Место крупнейшего дорожного подрядчика занял АО «Южуралмост», который по данным УФАС, вышел на объемы в 96% от общего объема госконтрактов по содержанию и ремонту дорог Челябинской области. Тут стоит сказать, что на момент избрания Дубровского губернатором Челябинской области в 2014 году, компании из группы АО «Южуралмост» имели долю госконтрактов в регионе в размере лишь 9% от общей суммы цен. Зато с 2015 года эта доля все время росла и достигла в итоге 96% в 2018 году. Конкуренция в сфере ремонта дорог в регионе была фактически уничтожена.

Основным бенефициаром компании ЗАО «Южуралавтобан» был Вильшенко, а затем её преемником стал «Южуралмост». В ряде СМИ указывалось, что основным бенефициаром АО «Южуралмоста» также оказался Сергей Вильшенко, бизнес-партнер действовавшего на тот момент губернатора Челябинской области Бориса Дубровского.

Комиссия ФАС России установила на основании данных Следственного департамента МВД России, что упомянутая Краснихина вела систематическую переписку с министром дорожного хозяйства области Микуликом по вопросам проведения торгов. Согласованные действия коммерсантов и чиновников оказались слишком очевидны.

30 августа 2018 года ФАС России возбудила антимонопольное дело в отношении губернатора Дубровского, регионального министерства дорожного хозяйства и транспорта и компании АО «Южуралмост». Речь шла о сговоре на торгах по ремонту дорог. Нарушения антимонопольного законодательства выявлены при проведении в сумме 29 аукционов на общую сумму более восьми миллиардов рублей!

Следственный департамент МВД России представил в ФАС данные переписки Краснихиной, заместителя директора по правовым вопросам филиала АО «Южуралмост» в Москве, ранее являвшейся также акционером указанного общества. Выяснилось, что что до направления ответа губернатора в Челябинский УФАС Краснихина 02.08.2016 получила письмо с адреса электронной почты ab2016_m@mail.ru, в котором содержался проект ответа губернатора в Челябинский УФАС, содержащий все основные тезисы. Проект письма Краснихина переслала в адвокатское бюро «Камертон консалтинг» (kam_01@mail.ru).

Таким образом, между губернатором, министерством и АО «Южуралмост» велась переписка по вопросу выражения официальной позиции губернатора о проведенных министерством торгах, по итогам которых госконтракты заключилась с АО «Южуралмост».

В январе 2019 года по итогам аукциона миндортранс области заключил новый госконтракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования уже с московской компанией «Ойкумена». Этим контрактом заинтересовалась УФАС, так как аукцион явно не был конкурентным, у московской компании не было техники и опыта работы в Челябинской области. Предполагалось, что АО «Южуралмост» будет привлечен в качестве субподрядчика для содержания дорог и таким образом вновь станет исполнителем госзакупки.

Позднее стало известно, что «Ойкумена» упоминалась ранее в завещаниях Вильшенко и Краснихиной, которые завещали свою долю уроженке Магнитогорска Татьяне Солончак. А эта дама оказалась гражданской женой Дубровского.

О заинтересованности губернатора Дубровского в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения с министерством и АО «Южуралмост» свидетельствует ряд документов. Так, документы Следственного департамента МВД России содержат информацию о том, что 31.05.2017 Краснихина оформила завещание доли 50% в уставном капитале ООО «ЦКБУ-2» на лицо, входящее в группу лиц с губернатором Дубровским. В тот же день в пользу некоего физического лица было оформлено завещание на деньги на двух банковских счетах Краснихиной, открытых в банке «ФК Открытие». И опять в этот же день Вильшенко, акционер АО «Южуралмост» с 15.01.2016 по 01.09.2017, оформил завещание принадлежащих ему 250 акций АО «Южуралмост» (стоимостью 250 000 рублей), 500 акций АО «Амарант» (стоимостью 1 500 000 руб.) и доли 50% в ООО «Технопарк» на физическое лицо (Татьяна Солончак). Но и это была не последняя операция в тот день. Было еще оформлено завещание Вильшенко на все то же физическое лицо на деньги на трех банковских счетах в банке «ФК Открытие».

Краснихина занималась передачей физическому лицу как принадлежавших Вильшенко акций АО «Южуралмост», акций и долей иных компаний, так и принадлежавших ей самой акций. Это подтверждает переписка между нотариусом Басовым (7292557@mail.ru) и Краснихиной от 29.05.2017.

А Татьяна Солончак, о связи которой с Дубровским уже говорилось, получило деньги от акционера и сотрудника АО «Южуралмост» Краснихиной, после чего перечислила их ЗАО «Виста» - компании, владельцем контрольного пакета акций которой является Дубровский. Круг замкнулся.

Комиссия ФАС России установила, что губернатор Дубровский оказывал всестороннюю поддержку антиконкурентным действиям министерства по созданию преимуществ АО «Южуралмост». В результате была жестко ограничена конкуренция при проведении госзакупок. В свою очередь, от АО «Южуралмост» были переданы имущественные права и деньги губернатору через его гражданскую жену.

Федеральная антимонопольная служба подтвердила наличие картельного сговора. Ключевым фигурантом дела был назван губернатор региона Дубровский. «В некоторых регионах органы власти находятся в таком трогательном единстве с хозяйствующими структурами, что вызывает огромный коррупционный потенциал, огромную опасность криминализации этого сектора», - отмечал глава ФАС Игорь Артемьев, комментируя дело Дубровского. Начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев прямо заявил, что его служба располагает прямыми доказательствами участия губернатора в анти-конкурентном соглашении.

В итоге стало понятным, что пенсионерка Бутакова и ее зять, депутат Госдумы Белоусов стали фактически заложниками коррупционных схем при участии бывшего теперь уже губернатора области.

Но будет ли все-таки возбуждено уголовное дело против Дубровского?

Кстати, по поводу поданного им иска в арбитражный суд к Федеральной антимонопольной службе по истории с выявлением сговора (Дубровский все еще пытается отрицать, что сговор был!) представители ФАС заметили, что в сговоре уличался губернатор Дубровский как должностное лицо. Сейчас же Дубровский таким должностным лицом уже не является.

Добавим, что действующий глава Челябинской области Алексей Текслер проводит политику, направленную на развитие конкуренции в сфере ремонта дорог. Так, сейчас дороги в Челябинске ремонтирует компания из Нижнего Новгорода. И уже к ней возникли претензии по качеству работ. Заказчики заставили в некоторых случаях работу переделать.

Будем надеяться, что времена монополизма и коррупции в сфере ремонта дорог в Челябинской области прошли.

Источник: compromat.group

Новости партнеров

Нашли опечатку?