Воспоминания о Тургояке – озере детства - со «взглядом» в сегодняшний день

Воспоминания беззаботного детства неразрывно связаны с озером, которое справедливо считают «младшим братом Байкала». Своими заметками-воспоминаниями поделился на странице в Facebook Игорь Лашманов.
Воспоминания о Тургояке – озере детства - со «взглядом» в сегодняшний день
Озеро Тургояк. Фото Сергея Белковского

«Каждый год я и мои друзья ждали с нетерпением начала летних каникул, чтобы уехать на пару месяцев в спортивный лагерь на берег «своего» озера.
Тургояк в переводе означает «стоп нога». Такое название, судя по легенде, ему дал сам Салават Юлаев - герой башкирского народа, сподвижник Емельяна Пугачёва. Так ли это или нет, трудно сказать. Хотя наши старшие товарищи рассказывали об этом настолько убедительно, будто сами были в первых рядах «юлаевских» вооружённых отрядов и лично слышали эти слова.

Но в любом случае название меткое и с очень глубоким смыслом, особенно актуальным в нынешнее время, когда человек своим далеко не всегда бережным присутствием часто портит первозданную красоту. Так и хочется остановить тех безответственных людей, оставляющих после себя кучи грязи и пеньки от срубленных деревьев, грозным окриком пугачёвского атамана: «Стоп нога».

В разные периоды жизни случалось бывать на Тургояке и с целью отдыха и по работе, вспоминает Лашманов. В 80-е годы в одном из живописных уголков была летняя стоянка одной из лучших в Советском Союзе Ильменской турбазы (потом там несколько лет располагался скаутский лагерь).

«Мы - молоденькие инструктора - приводили туда после пешеходных походов по лесам и горам Южного Урала уставших туристов со всех уголков нашей страны для трёхдневного отдыха. Все без исключения на берегу озера получали ни с чем несравнимый кайф в палаточной бане (с которой не сравнится никакая навороченная модная сауна) на оборудованной спортивной площадке, у ночного костра с неизменной гитарой. Знаменитая песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» - становилась своеобразным гимном этого замечательного места! И что было обязательным условием - после ухода туристических групп не оставалось никакого мусора. Любой урон для природы от нашего присутствия был под строжайшим запретом», - вспоминает автор заметок.

Добавляя при этом, что для поддержания чистоты не надо было запрещающих плакатов и подглядывающих видеокамер, штрафов от лесников или ещё каких-то напоминаний и внушений. «Так мы были воспитаны с детства и старались передать это туристам. Ведь это же «наше» озеро», - пишет автор.

Далее он вспоминает про 90-е «лихие» годы.

Годы всеобщего упадка не обошли стороной ни озеро, ни связанную с ним инфраструктуру. Пионерские лагеря закрывались, базы отдыха теряли своих хозяев и ветшали, туристические походы ушли в прошлое и стали достоянием только узкого круга любителей. На озеро потянулись неорганизованные группы с мангалами, водкой, громкой музыкой. На заброшенных базах отдыха и в окрестных лесах наступило время разгула. «С тяжёлыми временами столкнулась «жемчужина Южного Урала». И только заложенные природой силы и какой-то почти мистический внутренний дух спасли «наше» озеро от гибели», - пишет Лашманов.

Потом он несколько лет не был на Тургояке, жил вдали от этих мест. Новое свидание с озером детства произошло у него в начале «нулевых».

Тогда Лашманов был уже областным чиновником, по службе нужно было сопровождать в бывший профсоюзный дом отдыха «Золотой пляж» небольшую делегацию. «Профсоюзы в предыдущие годы просто забыли о своей здравнице, доведя её до практически полного уничтожения. Правда, перед поездкой мне сказали, что дом отдыха или точнее то, что от него осталось, приобрёл какой-то миасский предприниматель Олег Сиротин. Уж не тот ли это Сиротин, с которым мы водили детей и взрослых в походы? Если это так, то это же наш человек! Ожидания не обманули - он!».

Покосившиеся корпуса, запущенный пляж, столовая без окон и дверей не произвели положительного впечатления на гостей. Но красота Тургояка и приютившегося рядышком небольшого озерка Инышко, а самое главное, «огонь» в глазах нового хозяина «Золотого пляжа» и его дерзкие планы воодушевили и зародили некоторый оптимизм, вспоминает Лашманов.

Потом бывал много раз бывали на берегу Тургояка генеральные консулы стран, имеющих свои представительства в соседнем Екатеринбурге. «И практически все эти зарубежные дипломаты влюблялись в южноуральскую «жемчужину», а значит, и Челябинская область становилась для них понятней и ближе.

Неоднократно «Золотой пляж» и озеро принимали инвестиционные форумы. «И одним из «гарантов» успешности этих серьёзных мероприятий был величественный Тургояк! Запомнился визит министра рыболовства Сахалина в нашу область. Для полноты впечатлений после продуктивных деловых переговоров я его повёз к Олегу. Дальневосточный чиновник был поражён и самим водоёмом, и необыкновенной рыбалкой на чебаков и окуньков (а он такой рыбы никогда не видел), и ухой в котелке с фирменной «сиротинской» «Кедровкой» на острове Веры, и банькой на воде на маленьком соседском озерке Инышко».

В последнее время появилось много спорных публикаций о том, что на Тургояке надо запретить всякую деятельность и даже прикрыть возродившиеся цивилизованные базы отдыха, отмечает Лашманов. «Дескать, нужно вернуться к первозданному состоянию, видимо, такому, когда Салават Юлаев произнёс своё легендарное: «Стоп нога». Конечно, нагрузка на наш главный водоём растёт. Но разве людей удержишь?

Убеждён, что там, где есть настоящий хозяин - всегда будет порядок! И безусловно, там есть, с кого спросить. А где дикие стоянки - там, как правило, ужас и бардак. И хотелось бы, чтобы некоторые ретивые «экологи» обращали свою энергию на предотвращение вот таких негативных проявлений, а не искали «чёрную кошку в тёмной комнате».

Свои не бесспорные заметки автор завершает так, как говорили много лет назад: «Ведь это же «наше» озеро».

Новости партнеров

Нашли опечатку?