Диплом о высшем образовании – просто «корочка» или прямая дорога в будущее?

Долгое время считалось, что высшее образование — это показатель социального статуса человека. Престиж вузовского диплома до сих пор высок, а будущих выпускников обычно пугают фразой «плохо сдашь ЕГЭ — не поступишь в институт». Однако так ли это важно на самом деле?

В сети полно информации о том, как многие известные люди, чаще бизнесмены, новаторы достигали профессиональных высот, при этом бросив в свое время университет или школу и не получив высшего образования. Эти истории сегодня часто использует молодежь, когда приводит доводы в пользу отсутствия необходимости поступать в ВУЗ. Молодые люди полагают, что значимость диплома преувеличена. И сомневаются, что высшее образование является существенным подспорьем в построении успешной карьеры. Более половины выпускников колледжей не считают необходимым продолжать обучение в вузе, чтобы найти высокооплачиваемую работу.

Об этом же говорят исследования всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 18 июля 2019 года центр представил данные исследования об эффективности и перспективности высшего образования, результаты которого показали, что россияне чаще стали считать высшее образование необходимостью. За девять лет доля сторонников мнения, что диплом о высшем образовании нужно получать, потому что так принято, увеличилась с 6% до 18%. Чаще всего об этом говорят молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (25%). Среди них также наибольшее распространение имеет практика получения высшего образования с целью повышения социального статуса (18% против доли в 13% среди всех опрошенных).

Некоторые сервисы по поиску работы планируют убрать графу «образование» для некоторых вакансий. Но кому в таком случае не нужен диплом?

Лояльное отношение к «корочке» отчасти связано с меняющимися требованиями на рынке труда. Генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков говорит, что работодатели все больше рассматривают сотрудников как носителей определенного набора навыков — skill set — именно это оценивают при приеме на работу, а не то, чему учился соискатель в университете.

«Любая система образования, будь то российская или западная, никогда не сумеет поддерживать этот skill set актуальным. Сейчас самое главное — уметь учиться всегда и всему, постоянно анализировать и приобретать востребованные навыки, оценивать разрыв между своими возможностями и новыми потребностями работодателей, стремиться этот разрыв закрыть», — сказал он.

Поэтому в некоторых сферах деятельности диплом вуза может не играть никакой роли при приеме на работу. Это, к примеру, области, связанные с оказанием интеллектуальных услуг, — маркетинг, туризм, развлечения, а также торговля. Много самоучек среди представителей творческих профессий — дизайнеров, фотографов, копирайтеров, артистов. То же касается и новых специальностей, для которых вузовских программ пока просто не существует. Например, SMM или некоторые направления IT.

«В России высшее образование играет больше статусную роль нежели практическую. Мы дожили до времен, когда все знания в открытом доступе, и необходимость в университетах, как в точках концентрации знаний, медленно отпадает. Про IT и говорить не стоит, этой сфере нельзя научить в университетах, она развивается каждый день, единицы из институтов успевают обновлять свои учебные базы» – делится своим мнением инженер-программист Михеевского ГОКа Сергей Сабанов.

Однако высшее образование все еще важно в сферах, имеющих повышенную общественную значимость и ответственность, говорит Жуков, — в медицине, фармацевтике, строительстве, транспорте, проектировании (от авиастроения до коммуникаций), высокоточном производстве, госслужбе.

Молодежь сегодня мечтает о престижной высокооплачиваемой работе и прекрасной карьере. Студенты видят себя успешными специалистами, находящимися в стенах современного офиса, а не в заводском цеху. Ведь именно это, согласно сложившемуся стереотипу, ждет молодого человека после получения диплома.

Но почему сложилось такое мнение?

Дело в том, что волна роста цен захватывает и стоимость платы за обучение в высшем учебном заведении. Средняя стоимость обучения в челябинских вузах сегодня составляет 60-100 тысяч рублей. При этом бюджетных мест, например в Челябинском государственном университете, только 644, тогда как платных – 4782. Как известно, больше шансов учиться бесплатно у тех, кто выбирает факультет с техническим направлением: инженерный, строительный, машиностроительный, математический, физический и т.п. А значит, после получения диплома выпускника все-таки ждет работа на заводе.

По данным опроса Superjob, более 80% выпускников российских вузов сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учебы. Причем, это связано с отсутствием не только опыта, но и подходящих вакансий. Как следует из исследования Высшей школы экономики, каждый четвертый дипломированный специалист выполняет работу, не требующую высшего образования, а около 30% работают не по специальности.

Выходит, не так уж верен тезис о связи диплома о высшем образовании и карьеры.

Инженер Олег Валиуллин работает в медной компании больше пяти лет, при этом для трудоустройства диплом о высшем образовании ему не пригодился. Он окончил лишь колледж. Сейчас у него в планах: уйти с фабрики и заняться бизнесом. Олег предпринимал попытки отучиться в Московском технологическом институте на факультете мировой экономике. Но понял: знания по истории и физкультуре в ведении бизнеса не помогут. В итоге университет он бросил, когда узнал о программе MBA (сокращенное обучение для тех, кто хочет в сфере бизнеса получить большой объем знаний в короткие сроки):

«Считаю, что система высшего образования в России очень несовершенна. Но в то же время я не могу сказать, что классическое образование человеку ничего не дает в жизни. Я просто придерживаюсь мнения, что человеческие амбиции куда важнее формальностей вроде диплома. Программа MBA дала мне то, что меня реально интересует: знания в сфере менеджмента и финансов. Уверен, эта программа поможет мне воплотить мою бизнес-идею в реальность».

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования возникает все больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Решение о получении высшего образования должно быть сугубо индивидуальным. Кому-то оно действительно необходимо, осуществлять некоторые виды деятельности без высшего образования просто невозможно. Высшее образование — прекрасный инструмент, который может раскрыть выдающийся потенциал. Но в современных условиях и без высшего образования можно, оказывается, жить достойно, в этом нет никаких сомнений. Нужно высшее образование, или нет — не спорный вопрос. Это вопрос, решение которого определяется индивидуально в каждом конкретном случае. И решение зависит от целей, желаний и уже имеющихся навыков и ресурсов.

Ксения Васильченко

Новости партнеров

Нашли опечатку?