Леса горят, люди задыхаются. Почему не тушат пожары в Сибири?

Настоящим экологическим бедствием для России стали лесные пожары, которые в минувшие дни охватили колоссальные площади в Якутии, Красноярском крае и Иркутской области. Однако существующее законодательство позволяет попросту не тушить некоторые пожары, дым от которых отравляет воздух в городах и селах, где живут десятки миллионов россиян.

В Якутии площадь лесных пожаров сегодня достигла 654 тысячи гектаров. 850 тысяч гектаров составляет охваченная огнем территория в Красноярском крае. В Иркутской области огнем охвачены 448 тысячи гектаров лесных угодий.

Если суммировать эти цифры, то получится, что только в трех регионах России площадь одновременно бушующих пожаров приблизилась к 2 млн гектаров. А всего с начала года в России сгорело порядка 10 млн гектаров леса.

Дым от лесных пожаров охватил уже с десяток российских регионов. Сообщения о задымленности приходят из Омской, Новосибирской, Томской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Хакасии, Кузбасса, Алтайского края. Жителям рекомендуют оставаться дома, а предприятиям сократить выбросы.

Ежегодно, в частности, Красноярск заволакивает пелена дыма от пожаров, которые бушуют в северной части Красноярского края. Сейчас очаги возгорания находятся в 700 километрах от краевой столицы. Однако тушить их не спешат.

Только порядка 5 тысяч гектаров леса в регионе, находятся не в «зонах контроля» и для их тушения принимаются хоть какие-то меры.

Председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин все же допустил возможность принятия дополнительных мер:

Мы знаем, что есть соответствующая методика Рослесхоза, которая позволяет не тушить пожар, если нет угрозы объектам экономики. Логика понятна — нужно экономить средства. Но масштабы пожаров в этом году у нас большие. Поэтому там, где есть даже гипотетическая угроза населенным пунктам и объектам экономики, необходимо наращивать группировку и работать по кромкам огня. Да, это приведет к дополнительным затратам, но мы в состоянии обосновать эти расходы в Рослесхозе. И в случае необходимости — задействовать средства резервного фонда правительства Красноярского края.

В 2015 году начал действие приказ Министерства природы РФ «Об утверждении правил тушения лесных пожаров». В нем впервые был применен специальный термин «зона контроля». На таких территориях пожары можно не тушить, если огонь не представляет угрозы населенным пунктам и объектам экономики, а расходы на ликвидацию пожара превысят материальный ущерб от него.

Решение о том, какие территории отнести к зонам контроля, делегировано на региональный уровень. А местным властям зачастую проще определить леса в категорию труднодоступных, чем принять какие-то меры по профилактике и тушению возгораний.

Приказ вызвал критику со стороны граждан и экологических организаций. Получается, что миллионы гектаров леса (а порой и десятки миллионов) ежегодно будут выгорать хотя могли приносить пользу экономике и экологии.

Только в 2017 году экономический ущерб от лесных пожаров составил 23,7 млрд рублей.

До принятия закона по данным Минлесхоза площадь российских лесов к 2015 году увеличилась с 1993 года на 79 млн гектаров.

Хотелось бы отметить, что леса в России, по данным Счетной палаты, на 1 января 2018 года занимают 769,5 млн гектаров.

Кроме того Гринпис в мае 2018 года сообщал, что по данным спутникового мониторинга огонь уничтожил уже 6,6 млн гектаров леса, в то время как официальные российские ведомства сообщали о миллионе гектаров. К концу августа по данным официальных источников выгорело уже 3 млн гектаров леса.

Всего по оценкам Гринписа в России ежегодно выгорает порядка 40 млн гектаров леса.

Восстановление же леса по масштабам покрывает только вырубленные территории, но никак не выгоревшие.

Нетрудно подсчитать что при такой динамике лесов в основных лесистых регионах может не остаться уже лет через 20. Это несомненно приведет к необратимым последствиям, как для климата России, так и всего мира.

Новости партнеров

Нашли опечатку?