Про бомбоубежище и подземный ход расскажет автор «Дома на площади» во время книжной ярмарки в Челябинске

В этом доме в центре города, в доме, известном, как дом с Центральным гастрономом, было бомбоубежище. Его не стало в лихие 90-е годы.
Про бомбоубежище и подземный ход расскажет автор «Дома на площади» во время книжной ярмарки в Челябинске
Дом на площади в Челябинске

В зданиях оборонных заводов в 90-е годы открывались ТРК. В бомбоубежищах открывались магазины. Так случилось и в «доме на площади».

Как-то автора книги спросили по аналогии с известным московским домом на Набережной – был ли подземный ход в Челябинске. Автор пошутил: подземного хода не было, слишком далеко до Кремля. Как известно, считается, что «подземка» из дома на Набережной вела на территорию Кремля.

Но позже от одной из жительниц дома на площади, чье детство прошло здесь в 60-70 годы, автор книги узнал, что подземный ход на самом деле здесь был. Вход в него был в соседнем доме – двухэтажном доме рядом, где сейчас стоят гаражи. В детстве детям говорили, что раньше в этом доме были кельи от соседнего монастыря, который стоял на месте, где сейчас располагается гостиница «Южный Урал».

В этом доме ребята однажды и нашли подземный ход. Пробовали даже по нему пройти. Но такое путешествие в подземелье взрослые быстро прекратили. Ход замуровали, а с ним и тайну его. Но в воспоминаниях он остался.

Вот несколько фрагментов из книги «Дом на площади», которая сразу стала библиографической редкостью. Впрочем, тираж у нее был символический.

В 1934 году центр Челябинска обследовала специально прибывшая бригада проектировщиков из Гипрогора, ими же была разработана концепция застройки центра города и проектные решения основных зданий.

В заметке «Челябинск будущего» газета «Челябинский рабочий» в мае 1935 года писала, что все ветхие, низкие домишки будут снесены. «На их месте вырастут 4 и 5 этажные дома, а на главных улицах города, на ул. Спартак (ныне пр. Ленина – прим. автора), Кирова и Цвиллинга – огромные многоэтажные гиганты».

ххх

Менялось и назначение подземного пункта управления (ныне это – торговые помещения). Остается загадкой, для чего в 1934 году в Челябинске было запроектировано и построено монолитное железобетонное бомбоубежище?

Как бы там ни было, к концу 1940-х годов отделка и переделка здания была завершена, прилегающие постройки снесены.

ххх

«Иногда я смотрела в окно, чтобы знать, когда ставить разогреть обед, – вспоминает Роза Орлова. – Муж звонил и говорил – выхожу из театра на обед. Правда, приходилось разогревать по нескольку раз, потому что, встретив кого-то по дороге, подолгу стояли и говорили о чём-то».

Во дворе дома известный режиссёр, чье имя сейчас носит драмтеатр, выгуливал собаку, а просто так на скамейке во дворе не сидел. Любил гулять пешком. Вместе с актёром Владимиром Милосердовым они встречались у дома на площади и шли по проспекту до парка Гагарина, где гуляли и беседовали среди сосен, а потом возвращались обратно, также пешком.

А в квартире бывали в гостях знаменитые столичные гости, среди них – театральный критик Михаил Швыдкой, тогда он ещё работал в журнале «Театр», затем стал министром культуры страны.

В «доме на площади» у Орловых бывали знаменитые актёры – Валентин Гафт, Ольга Остроумова, Константин Райкин, Галина Волчек. «Общались мы просто, нам было интересно друг с другом, давали друг другу творческую подпитку, – вспоминает Роза Орлова. И уже с улыбкой добавляет: не думали, что надо сфотографироваться на память. Как это происходит сейчас».

ххх

В молодости писательница Галина Щербакова жила в Челябинске, в Ростове, в Волгограде. Провинция – не рай небесный, говорила писательница, автор повести «Вам и не снилось», сделавшая ее знаменитой после экранизации и выхода фильма на экраны страны.

Спустя время те «челябинские» годы вспоминались ей очень светло. «Я пытаюсь анализировать – почему? И думаю, это связано с тем, что эвакуированная в годы войны интеллигенция, особенно ленинградская, осела в Челябинске. Сразу после войны это была единая каша, в которой люди пытались выжить. А когда я приехала в 50‑е годы, то уже началось что-то образовываться. Стал строиться оперный театр, возник дивный симфонический оркестр. Я всё думала: откуда это? Челябинск – достаточно провинциальный город, почему здесь так легко всё это появляется?».

И сама же дает такой ответ: «Дрожжи, которые остались после эвакуации, дали замечательные всходы. Я до сих пор слежу за процессами культурной жизни, которые происходят в Челябинске, и думаю, что и сейчас он выше по своему нравственному, культурному потенциалу, чем Ростов, чем Волгоград».

ххх

В перестроечные годы среди гостей в квартире Белковских появились новые имена. Например, Александр Починок, чья случайная встреча с фотографом Владимиром Белковским стала важной, может быть, судьбоносной. После одной из встреч, где выступал молодой челябинский экономист, радиоинженер и фотограф Владимир Белковский предложил ему попробовать стать депутатом Верховного Совета – все было впервые.

Белковский взвалил на себя тогда большую часть оргработы, а институт, где он работал, выдвинул Починка для участия в кандидатской гонке. Как известно, Починок победил, с этого и началась громкая политическая карьера.

Всю жизнь Владимир Васильевич любил общаться с художниками, бывать у них в мастерской. У него, наверное, собрана самая большая фотоколлекция о челябинском скульпторе Льве Головницком.

Как-то даже с семьей отмечали у скульптора дома вместе Новый год. Автор «Орленка» подарил тогда сыновьям фотографа значки со своими творениями, которые хранятся до сих пор. А угощались печеной картошкой, с тех пор, если готовят сами такую, называют: «по-головницки».

ххх

Дед Ольги Лебедевой - Василий Забабашкин - приехал с женой в Челябинск в 1938 году. И с тех пор уже не одно поколение этой семьи живет в этой квартире «дома на площади».

Ольгин отец, Лебедев Вениамин Михайлович был кандидатом физико-математических наук. Работал государственным инспектором по радиологической обстановке Челябинской и Курганской областей. Принимал участие в создании института биофизики в Челябинске.

«На мемориальной доске на доме написано, что здесь у своих знакомых бывал в гостях Тимофеев-Ресовский, - говорит Ольга Лебедева. – Так вот этими знакомыми были мои родители, и бывал «Зубр» у них в гостях в этой квартире».

Это лишь часть той истории, которую хранит «дом на площади».

В субботу в рамках Южно-уральской книжной ярмарки состоится встреча с журналистами - авторами книг. Среди них будет и Сергей Белковский, автор «Дома на площади». Встреча состоится в выставочном зале Союза художников на улице Цвиллинга, в 15 часов.

Новости партнеров

Нашли опечатку?