Судьбу Михаила Лермонтова сравнивают с судьбой его предшественника – Александра Пушкина. То же непонимание света, те же разногласия с императором Николаем I, тоже гибель в молодые годы от пули на дуэли.
Только Александр имел славу героя-любовника, а Михаил воспринимался скорее как младший брат великого поэта.
Лермонтов и Мартынов: это знакомство стало роковым.
Знакомство будущих дуэлянтов состоялось в школе гвардейских прапорщиков. Мартынов учился на год младше Лермонтова. Известно, что Михаил посещал родительский дом своего друга в Москве и даже ухаживал за сестрой Николая.
Дальнейшие пути привели обоих на Кавказ. Лермонтова сюда сослали за стихотворение «На смерть поэта». Он был разжалован в прапорщики, тогда как Мартынов отправился служить добровольно и участвовал в экспедиции кавказского отряда за Кубань.
Воинская карьера Мартынова шла в гору. Молодой поэт был в чине поручика, участвовал в боевых операциях.
Ссора между ними случилась по вине Лермонтова.
Дуэль состоялась вечером 15 июля 1841 года у подножия горы Маншук. По основной версии происшествия, Лермонтов стрелял в воздух. Но возможно, что поэт попросту промахнулся. Мартынов же был опытным стрелком, его пуля попала прямо в сердце Лермонтова. Поэт погиб на месте.
Через два дня состоялись похороны.
Критик Белинский потом скажет: «Лермонтов был истинный сын своего времени».
Поэт следующего века Александр Блок отметит: «Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы».
После хлопот бабушки поэта Арсеньевой тело Лермонтова было перевезено в семейное имение в Пензенской губернии. Упокоение произошло рядом с могилами матери и деда.
Неподалёку от склепа стоял дуб. Так родственница выполнила последнюю волю своего внука:
Надо мной, чтоб вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел
Сейчас можно прочитать, что после перезахоронения могильную плиту зарыли в землю. Произошедшее позднее землетрясение разрушило старую церковь. Новое здание появилось на другом месте и место первоначальной могилы поэта затерялось. Люди из похоронной процессии указывали на разные участки возле разрушившегося храма. Лишь в 1901 году специально созданная комиссия установила точное место первого захоронения поэта.
Так появился бетонный обелиск. Открытие памятника в Пятигорске состоялось в очередную годовщину гибели Михаила Юрьевича.
К 1955 году на место первой могилы Лермонтова водрузили мемориальную плиту, отлитую из чугуна. Сам обелиск заменили на точную копию, выполненную из маншукского камня. В 1973 году этот участок кладбища вошёл в состав музея-заповедника Лермонтова на Кавказских Минеральных Водах.
Снимок с первой могилой Лермонтова прислал нам челябинец Сергей Берзин, побывавший недавно в Пятигорске. Какие строчки «из Лермонтова» вспоминались нашему современнику, это его тайна. Может быть, про то, что «с тоскою я смотрю на наше поколенье». Или – про тучку. а может, про «страну рабов, страну господ».
Или вспомнились какие-то фрагменты из повести «Герой нашего времени» с Печориным. У каждого из нас свой Лермонтов.
Как-то про «код Пушкина» точно сказала челябинский культуролог Нина Ягодинцева , ее слова дают современную трактовку известным словам про то, что Пушкин - «наше все». Думаю, уместны они и для понимания Лермонтова в нашей культуре и нашем миропонимании сегодня.
«Что делает народ народом и даёт нам возможность быстро и точно понимать друг друга? Общий язык, знакомые образы, известные герои, типичные способы разрешения жизненных ситуаций. Всё это даёт нам литература. И в первую очередь – Пушкин. Это основа нашего взаимопонимания.
Пушкин был и остается нашим «кодом». И код этот нужно передавать из поколения в поколение, иначе народ потеряет основу для взаимопонимания и перестанет быть народом, просто рассыплется», - говорит секретарь Союза писателей России Нина Ягодинцева.
Есть «код Пушкина», есть и «код Лермонтова». И снимок челябинца напомнил об этом.