Алексей Текслер: каждый житель должен почувствовать улучшение, увидеть результат работы местной власти

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер открыл очный этап обучения глав муниципалитетов в новом формате по программе «Проектное управление».
Алексей Текслер: каждый житель должен почувствовать улучшение, увидеть результат работы местной власти
Текслер. Фото из открытых источников

Найти свое место в региональных и федеральных программах

«Сегодня умение управлять проектами и добиваться запланированных индикативных показателей выходит на первый план при реализации государственной политики. Инициированные президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным национальные проекты и созданные на их основе региональные проекты – основа стратегического развития основных сфер жизни нашей области. И важнейшая задача муниципальных органов власти – увязать и районные, и городские проекты с программами федерального и регионального уровня, использовать по максимуму возможности и ресурсы, которые предоставляются национальными проектами». – отметил губернатор Алексей Текслер.

«Ни для кого не секрет, что добиться реального повышения качества жизни на местах невозможно ни только в пределах муниципальных бюджетов, но зачастую и на региональные средства. Если ты, конечно, не ХМАО или Москва. Поэтому важная задача глав муниципалитетов - вовремя и максимально успешно вписаться как в региональные, так и федеральные программы. Говоря просто, - получить финансирование на решение проблем в различных сферах. От здравоохранения и демографии до экологии и качества дорог.

Прежде всего речь идет о национальных проектах. Так как они созданы по принципам проектного управления, работать с ними можно только по ним. Пока же, говоря честно, мало кто из мэров, а тем паче глав районов имеют отдаленное представление что это такое - «проектное управление». Так что учить надо. И учить серьезно. А выпускной квалификационной работой можно считать успешно сделанный проект, получивший финансирование в рамках тех же нацпроектов. В идеале, конечно, еще и реализованный. Вот тогда и на реальное улучшение качества жизни людей можно надеяться», - считает Андрей Лавров, представитель АПЭК- Агентства политических и экономических коммуникаций в Челябинской области, кандидат философских наук.

Что стоит за новым форматом?

Впервые обучение глав проходит в регионе в новом формате, в программе – круглые столы, мозговой штурм, решение конкретных управленческих задач. Повышение квалификации глав муниципальных образований осуществляется на постоянной основе, предыдущее обучение состоялось в марте по программе «Эффективный руководитель».

«Только в 2019 году финансирование реализуемых в Челябинской области нацпроектов составляет около 16,5 миллиардов рублей. Деньги немалые. Поэтому ключевым на сегодня является решение двух задач. Во-первых, эффективно использовать выделенные бюджетные средства, а во-вторых, изыскать возможности привлечения к реализации региональных проектов дополнительных внебюджетных средств, в т. ч. и долгосрочных инвестиций.

И первое, и второе в настоящее время является не самой сильной стороной нашего региона. Успех в реализации региональных проектов станет возможным только при условии формирования по каждому из проектов команды квалифицированных исполнителей, как менеджеров, так и специалистов, возглавляемых профеесиональным топ-менеджером. В этом направлении, как известно, сейчас идет соответствующая работа – губернатор открыл цикл очного обучения глав муниципалитетов по программе «Проектное управление».

Этот формат предполагает формирование программы развития региона как совокупность, в данном случае, региональных проектов, являющихся составной частью национальных проектов России», - отметил старший научный сотрудник лаборатории «Модели пространственного развития» Олег Иванов.

Создание единой управленческой системы

«Губернатор Челябинской области Алексей Текслер демонстрирует новые подходы к руководству регионом. Уже с первых шагов он не на словах, а на деле своими действиями показывает, что на всех уровнях управления областью, от самых низовых (на уровне сельских поселений и городских районов), далее на уровне муниципалитетов и на уровне государственных органов власти должна функционировать единая управленческая система для решения задач сбалансированного социально-экономического развития области.

Решительные подходы губернатора к обновлению руководящих кадров областной власти (отставки некоторых заместителей губернатора, руководителей областных министерств и ведомств) и муниципальных образований в виде предложений некоторым главам городов (Челябинск, Златоуст, Карталы) ухода по собственному желанию, - это не популизм, а болезненные, но необходимые составляющие создания команды единомышленников», - считает руководитель общественного движения «Развитие региона» Игорь Лашманов.

Это были разовые «хирургические» меры, так как ушедшие руководители не соответствовали в принципе идеологии, ещё пока создающейся, новой управленческой команды. И эти меры не были спонтанными, отметил экс-чиновник, а ныне общественник.

«Было наглядно показано, что никакие прошлые заслуги и тем более стратегические управленческие ошибки не дают права в дальнейшем работать в одной команде и совместно решать вопросы по реализации национальных проектов и созданных на их основе региональных проектов и проектов муниципальных образований».

Наполнять национальные проекты региональной конкретикой

Определённые президентом России Владимиром Путиным национальные проекты «Здравоохранение», «Экология», «Демография», «Безопасные дороги» и другие должны подкрепляться проектами, учитывающими особенности как области в целом, так и отдельно взятого муниципалитета.

Проекты на муниципальном и областном уровне должны наполнять национальные проекты большей региональной конкретикой. Каждый муниципалитет самобытен и имеет свои особенности и преимущества.

«Повышение эффективности управления – важнейший рычаг позитивных преобразований. Мы постоянно совершенствуем модель управления, и вот уже в течение трех лет постепенно переходим к проектному управлению. У нас сформированы проектный комитет и проектный офис, которые призваны координировать работу по реализации приоритетных проектов развития Троицка», - говорит глава Троицка Александр Виноградов.

Перспективное развитие Троицка было бы невозможным без внедрения новых, передовых методов управления. Прозрачность и управляемость процессом, четкое распределение персональной ответственности и измеримый конечный результат на заранее спланированную дату делает привлекательным метод проектного управления для органов власти, считает градоначальник.

Первое проектное предложение, которое было внесено на рассмотрение в Троицке – это организация общегородского праздника «Осенний поцелуй» с ярмаркой выходного дня и карнавалом. Это мероприятие соединяет в себе народное гуляние и осеннюю сельскохозяйственную ярмарку, где горожане получают возможность купить продукцию по низким ценам, а предприниматели - реализовать товары в большом объеме.

Принцип «пожарной команды» уходит в прошлое

Суть нового подхода и суть необходимости обучения можно сформулировать просто: главы «на местах» должны не только решать текущие вопросы жизнедеятельности, вверенной им территории и тем более работать по принципу «пожарной команды», устраняя текущие проблемы, их деятельность должна быть направлена на перспективу развития.

Не секрет, что работая в повседневном, текущем режиме у руководителей, особенно много лет занимающих свой пост, «замыливается глаз», укрепляется привычка работать в созданном и прошедшем многолетнюю управленческую практику «стереотипе».

Это имеет свои преимущества, но и ограничивает управленца в создании, а самое главное в содержании, программ и проектов, направленных на реальное развитие территории.

«Статус территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), который получили ряд южноуральских муниципалитетов, даёт возможность в виде льгот и преференций действительно на деле, а не на словах приступить к созданию опережающего развития. Но пока эти данные преимущества практически не реализуются, потому что не хватает нового мышления, новых знаний и новых подходов, как у первых руководителей, так и у руководителей рангом пониже. Системное обучение должно охватить все уровни управленцев. Это, конечно, не может быть сразу или одноразово и самое главное не должно стать самоцелью - «обучение ради обучения», - отметил руководитель общественного движения «Развитие региона» Игорь Лашаманов.

Он считает, что к подготовке перспективных проектов нужно привлекать предпринимателей и стимулировать в этом представителей местных бизнес - сообществ. Только совместная работа обученных, подготовленных представителей всех уровней власти, представителей бизнеса и обязательно общественных объединений и организаций – один из важных залогов успеха в реализации проектов развития отдельно взятой территории, региона и национальных проектов в целом.

Не забывать про депутатов

Обучение даст больший результат, когда учится команда возглавляемая руководителем муниципалитета, считает Юрий Хмара – доцент Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

«Эффект может быть намного выше, если к процессу обучения будут привлекаться руководители и депутаты представительных органов муниципалитетов. Пока же депутатское звено выпадает из системы подготовки-переподготовки муниципальных должностных лиц».

Хмара напомнил, что год назад предлагалось проведение «Школ депутатов» на базе филиала, но инициатива не была поддержана на уровне региона. И сегодня филиал готов выполнить эту задачу, имея при этом соответствующий потенциал (специализированную учебную базу, опыт работы в данной сфере, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав).

Важным шагом в повышении эффективности управления муниципалитетами может стать использование в практике управления технологии партисипативного бюджетирования (в переводе с англ.– принимать участие), когда определенную часть бюджетных расходов формируют сами граждане, отметил Олег Иванов.

«Открытость процесса партисипативного бюджетирования ведет к росту эффективности муниципальных расходов, удовлетворенности граждан тем, что власть учитывает их мнение, более бережному отношению к созданному с их участием. Формируется ситуация общей ответственности не только за результаты реализации национальных проектов, но за их дальнейшее развитие. Эта практика уже получила распространение в России и, вовлекая население в управление проектами развития, дает определенные позитивные результаты. Особенно это касается вопросов обеспечения условий жизнедеятельности граждан, таких как благоустройство территории муниципального образования (уборка мусора, ремонт дорог, освещение), создание условий для отдыха (городские парки, театры, концерты), обеспечение доступа к образовательным услугам, жилищно-коммунальным и другим подобным услугам», - говорит эксперт.

Обратная связь – важный резерв

«Важно, чтобы каждый житель почувствовал отдачу, улучшение, видимый результат нашей работы. И нам для обратной связи важны ваше видение и оценка ключевых рисков при воплощении в жизнь каждого из конкретных проектов, ваши предложения по нейтрализации этих рисков. Высокое качество муниципального управления и доверие людей – тот самый рычаг, который может перевернуть к лучшему ситуацию в любом городе и районе. Жители ждут от нас с вами, от руководителей территорий, ответственности и инициативности, слаженной командной работы, нацеленной на решение актуальных проблем», – отметил Алексей Текслер.

Эффективность и результативность проектного управления можно рассматривать с нескольких позиций: для общества, бизнеса и органов власти.

Глядя на проектное управление с точки зрения эффективности для общества, нужно стремиться, чтобы проекты работали на повышение качества предоставляемых населению услуг в разных сферах и отраслях.

Для бизнеса проектное управление оказывает положительное влияние на инвестиционную открытость и качество инвестиционного климата города за счет повышения прозрачности и результативности деятельности органов власти, создания благоприятной административной среды.

И самое главное, отмечал и глава региона и многие эксперты, необходимо наличие обратной связи. Любой проект должен быть направлен в конечном итоге на улучшения в конкретной сфере и на конкретной территории и быть в конечном итоге полезным для каждого жителя. Открытость власти, способность выслушивать общественность и конкретного человека, признавать свои ошибки и желание их исправлять – вот портрет современного чиновника, ставящего для себя главную цель – улучшение жизни и создание комфортной среды для проживания.

Новости партнеров

Нашли опечатку?