«Убежище для атома-3». Премьера фильма прошла в Челябинске

Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами представил фильм «Убежище для атома. Подземные исследовательские лаборатории мира». Это третья часть трилогии. Челябинская область стала третьим городом, где показали необычный фильм.

Презентации фильма состоялись в информцентре по атомной энергии в Челябинске, в Озерске в технологическом институте (филиале Московского инженерно-физического института, МИФИ), а также в лицее № 11 Челябинска - в рамках научно-технической программы «Шаг в будущее».

Этот фильм рассказывает о современных подходах к созданию систем финальной изоляции радиоактивных отходов (высоко- и среднеактивных) в разных странах мира. Новые технологии разрабатываются в подземных лабораториях.

В дискуссии по итогам просмотра в информцентре по атомной энергии приняли участие Никита Медянцев (руководитель Центра общественных и международных связей ФГУП «НО РАО»), специалисты федеральных ведомств, журналисты, студенты и школьники. В том числе активно обсуждались особенности создания лаборатории в Нижнеканском скальном массиве.

В Озерске перед показом фильма директор местного филиала МИФИ Иван Иванов подчеркнул значимость создания системы окончательной изоляции радиоактивных отходов для обеспечения экологической безопасности населения и сохранения окружающей среды.

От временных хранилищ к постоянным

Первая часть трилогии «Убежище для атома» рассказывает о том, как в России будет обеспечена финальная изоляция радиоактивных отходов. До сих пор в нашей стране были лишь временные пункты хранения (их больше тысячи в разных регионах). Атомная энергия активно использовалась в России, начиная со времен СССР. Прежде всего РАО возникали в результате реализации оборонных программ. Атомные ледоколы и подводные лодки, АЭС и специальное медицинское и исследовательское оборудование - их работа приводит к появлению радиоактивных отходов. Которые десятилетиями хранились в СССР и потом в России во временных пунктах хранения. Но больше в таких условиях РАО хранить нельзя. Нужны постоянные хранилища, где радиоактивные отходы будут постоянно и надежно изолированы.

Более 500 миллионов кубических метров радиоактивных отходов накоплено в России за 70 лет. Это российские отходы, они находятся на территории нашей страны. Нужно срочно решать проблему их захоронения. Об этом говорят и международные экологические организации, это понимают и власти России. Советские руководители были почему-то убеждены, что радиоактивные отходы можно выбросить в природу, слить в озера, в реки. И поначалу так и делали. Это привело к большим экологическим проблемам.

Несколько лет назад в России приняли закон о запрете на ввоз в нашу страну любых радиоактивных отходов. Сейчас государство контролирует весь процесс обращения с радиоактивными отходами. Начиная с выбора площадки для захоронений. Законодательство стимулирует предприятия в разы сокращать количество РАО.

По международной системе МАГАТЭ радиоактивные отходы делятся на высокоактивные, среднеактивные, низкоактивные и очень низкоактивные. Высокоактивных лишь 1% от общего объема.

Низкоактивные РАО (медицинское оборудование, инструменты, спецодежда) не представляют особой ценности и не несут значительной угрозы. А вот отработанное ядерное топливо может стать источником для получения разных видов топлива. Но от переработки отработанного ядерного топлива образуются радиоактивные отходы. Как же и где хранить то, что копилось десятилетиями?

Лаборатория в Железногорске

Сперва был подготовлен проект по созданию подземной лаборатории на глубине 500 метров вблизи ЗАТО Железногорск (Красноярский край). Здесь более полувека производили оружейный плутоний. Создание здесь подземной лаборатории - первый этап. Исследования должны показать, насколько безопасно здесь в дальнейшем захоранивать высокоактивные и среднеактивные РАО. Предстоит в натурных условиях отработать основные элементы транспортно-технологических операций. Предполагается, что лаборатория будет потом преобразована в пункт финальной изоляции РАО.

Участок в Железногорске выбрали из списка в 20 участков. Решающим фактором стали геологические условия. Здешние гнейсовые породы – идеальный природный барьер для защиты от радиоактивного излучения. Гнейс (горная порода из шпата, кварца и слюды) в 1,5 раза тверже гранита и более упругий. В итоге будет создана мультисистема защиты, состоящая из геологического барьера и системы инженерной защиты (построенной по принципу матрешки).

Подземная лаборатория близ Железногорска должна быть построена к 2024 году.

А как во Франции?

Вообще эта проблема сегодня в мире считается одной из самых актуальных. Наибольший опыт накоплен во Франции, где АЭС - основа энергетики страны (более 50 атомных станций в стране, второе место в мире). 78% электроэнергии во Франции дают именно АЭС. Власти в этой стране давно уже убедили население, что атомная энергетика может быть безопасной. Разумеется, при соблюдении всех международных требований в области безопасности. В сфере обращения с радиоактивными отходами Франция ушла далеко вперед. России теперь предстоит учиться у Франции.

На французских пунктах финальной изоляции радиоактивных отходов постоянно ведется мониторинг окружающей обстановки. Здесь готовы провести экскурсию для любого человека, все показать и ответить на все вопросы. Такой пункт, например, создан близ Шербура на севере Франции. В 60-х годах ХХ века здесь снимали фильм «Шербурские зонтики». А вскоре начали строить хранилище для захоронения радиоактивных отходов. И потом 26 лет занимались собственно захоронением. Сегодня на этом месте видна огромная зеленая лужайка. Радиоактивный фон не превышает естественного уровня. Он, ниже, например, чем в Томске, где тоже предстоит построить подобное хранилище. Российские журналисты (включая челябинских) не так давно побывали на этом пункте финальной изоляции.

Уровней защиты в таких хранилищах несколько. Радиоактивные отходы помещены в специальные контейнеры и бетонные камеры. Остальное пространство заполнено различными материалами, включая битум.

Ученые мир ищут вопрос – как сохранить на века информацию о месте расположения хранилищ с РАО. Начали записывать информацию на сапфировые диски. Камень меньше подвержен разложению. Но главная проблема – сможет ли кто-то через 50 или 100 тысяч лет понять современный французский или русский язык, на котором сейчас записывается информация о хранилищах. Выходом может стать система символов, понятных всем.

Мировой опыт захоронения РАО предстоит изучить и использовать в России

Второй фильм трилогии «Убежище для атома» рассказал о том, как устроены хранилища отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и РАО в разных странах мира. Опыт накоплен значительный. Причем, опыт одних стран дополняется опытом других. В том числе говорится об опыте Германии, Южной Кореи.

Стоит сказать, что подобные подземные лаборатории по изучению возможностей захоронения РАО созданы в Бельгии, Финляндии, Японии, США, Швейцарии, Франции. В разных странах РАО хранят по-разному. В Финляндии в граните, в США – в древних соляных пластах, во Франции в глине. Россия сделала ставку на гнейсовые породы. Создатели подземных лабораторий стараются просчитать все риски. Включая осадки и подземные воды. При любой паводковой обстановке должна быть обеспечена надежная изоляция. И от землетрясений защита тоже должна быть обеспечена.

Первый российский пункт финальной изоляции радиоактивных отходов построили совсем недавно в Новоуральске (Свердловская область). Это хранилище рассчитано на сотни лет. Толщина невозвратного контейнера здесь – 12 сантиметров. В таких контейнерах РАО готовы к финальной изоляции. Все манипуляции с опасным грузом производятся автоматически. Конструкция хранилища включает в себя систему барьеров безопасности. Хранилище предусмотрено в пять ярусов. Каждая ячейка с РАО закрывается многотонной бетонной плитой.

В ходе мониторинга допустимые дозы радиации здесь будут контролировать в воздухе, почве и даже выпавшем снеге.

В конечном счете вся работа по финальной изоляции РАО ведется с целью сохранить планету безопасной для жизни будущих поколений землян.

Новости партнеров

Нашли опечатку?