Четыре дня в Хельсинки: окно в Европу возникло неожиданно

Это приглашение пришло на корпоративную почту нашего сетевого издания в 20-х числах ноября. Мне пришлось прочитать его дважды, чтобы переключиться с текущих рабочих вопросов и понять, о чем вообще идет речь.
Четыре дня в Хельсинки: окно в Европу возникло неожиданно
В центре Хельсинки

Приглашение послов

«Представительство Европейского Союза в России совместно с Министерством иностранных дел Финляндии приглашает Вас принять участие в работе семинара для российских СМИ, который пройдет 15-18 декабря 2019 г. в Хельсинки в рамках председательства Финляндии в Совете ЕС во второй половине 2019 года. Семинар посвящен актуальным вопросам взаимоотношений России и Европейского Союза.

Все расходы, связанные с проездом, оформлением визы, проживанием и питанием во время семинара, берут на себя организаторы.

Для участия приглашаются редакторы, политические, экономические и международные обозреватели, ведущие информационных и аналитических программ как федеральных, так и региональных СМИ.

Семинар – уникальная возможность получить от высокопоставленных европейских чиновников информацию «из первых рук» о процессах, происходящих сегодня внутри ЕС, о процедурах принятия решений на общеевропейском уровне и о перспективах сотрудничества с Россией.

В программе запланированы встречи с министром иностранных дел Финляндии Пеккой Хаависто, заместителем госсекретаря Финляндии по делам ЕС Яри Луото, посещение Парламента Финляндии и интервью с депутатами, обмен мнениями с независимыми экспертами. Перед участниками также выступят официальные лица из Брюсселя, представляющие Европейскую службу внешних связей»

Письмо подписали Маркус Эдерер, посол Европейского Союза в России, и Микко Хаутала, посол Финляндии в России.

Признаться, я сперва решил, что это какой-то розыгрыш. Поскольку никаких заявок в ЕС на участие в подобных программах не отправлял. В то же время побывать в Финляндии, было бы, конечно, интересно. Не далее, как прошедшим летом говорили с женой про знаменитую новую библиотеку в Хельсинки, о которой много и в восторженных тонах рассказывал известный российский блогер Варламов. Но я не предполагал, что мечты могут сбываться так быстро!

Я ответил на письмо организации, которая официально представляет интересы ЕС в России, задал уточняющие вопросы. Понял, что все по-настоящему. Мыслей отказаться от поездки, признаюсь, не возникало.

Это был мой второй визит в Хельсинки. В 2014 году буквально галопом группа журналистов (включая меня) пробежалась по столице Финляндии в рамках пресс-тура, организованного компанией «Фортум», владеющей несколькими ТЭЦ в Челябинске. Хельсинки мы тогда посмотрели мало. Мне запомнилась разве что лютеранская приходская церковь, разместившаяся в скале! Считается, что это самая экстравагантная достопримечательность финской столицы и одна из самых оригинальных церквей в Северной Европе.

На сей раз времени узнать столицу Финляндии (хотя бы ее центр) было немного побольше. Несмотря на довольно плотную в целом программу визита. Кстати, и до упомянутой церкви мы снова дошли. Правда, теперь уже удалось это сделать только ночью. И посмотреть церковь внутри не получилось. Мы лишь погуляли по скале.

Александр Второй и Петербург в центре Хельсинки

Первым местом, куда попала наша делегация из 15 журналистов во главе с финско-европейскими организаторами, была Рождественская ярмарка в центре финской столицы. Мы приятно пообедали (я выбрал пирог с мясом оленя и клюквой и глинтвейн - это был первый презент от организаторов) и прошлись по площади Сената и ближайшим окрестностям. Конечно, не могли не сфотографироваться с Санта Клаусом (финский Санта Клаус зовется Йоулупукки. Он традиционно одет в красную куртку и красный колпак, на ногах у него чёрные сапоги. Отличительные его особенности - носит очки и имеет кудрявую короткую бороду).

В городе шел мелкий дождь. Никаких признаков снега не наблюдалось в условиях плюсовой температуры. Самые примечательные места в центре Хельсинки (в целом это довольно скромное место – не сравнить с Красной площадью) связаны с российскими императорами – памятник Александру Второму и Собор Святого Николая.

Финляндия ценит вклад в свое развитие российского царя-освободителя. Он, как известно, отменил крепостное право в России (правда, неблагодарные соотечественники из числа народовольцев угробили его в ходе покушения). В Финляндии же, которая перешла в подчинение России только в начале XIX века, крепостного права никогда не было. Но Александр Второй сделал для финского княжества другие важные вещи.

В его правление финская экономика пережила активный рост. В 1870 году железнодорожная линия соединила Хельсинки с Выборгом и Петербургом, чуть раньше поезда начали ходить между финской столицей и городом Хямеэнлинна. В 1865 году Александр Второй вернул в обращение национальную валюту – финскую марку. При нем же финны завели собственную почту, армию, кадры чиновников и судей, открыли первую гимназию и ввели обязательное школьное обучение. В 1863 году царь утвердил Конституцию, закрепляющую права и основы государственного строя Финского княжества. Кстати, центр Хельсинки строили по петербургскому стилю. Его нередко называют русским городом.

Ну а названный собор - это главная церковь Хельсинкской епархии Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии и домашняя церковь общины прихожан собора. Собор посвящён святому Николаю — небесному покровителю императора Николая Первого. Вот так на главной площади Хельсинки увековечили память о двух русских императорах. Теснее связи двух стран и не придумать.

Ужинали мы в уютном ресторанчике Savotta, оформленном в деревенском стиле. Как-то сама собой возникла очень гармоничная атмосфера. Было много тостов и шуток. Я не чувствовал ни малейшего напряжения, несмотря на свое незнание английского (сам себе мысленно делаю замечание уже в который раз - пора учить язык!). Кухня была очень достойной. Хорошо , что обошлось без каких-то экзотических сюрпризов. Мне особенно запомнились на столе жареный сиг и глинтвейн. Слабоалкогольный согревающий напиток, позволяющий сохранять четкость мышления и координацию движений.

Аренда плавок: что скандинаву хорошо, для русского удивительно

Вечером 15 декабря, в день прибытия в Хельсинки, мы после посещения Рождественской ярмарки пошли в сауну. Только тут до меня дошло, чем чревата порой невнимательность при чтении официальных документов. Оказывается, в материалах по программе визита с самого начала значился пункт «Знакомство с финской сауной в спа-комплексе Allas Sea Pool». Более того, отдельно красным шрифтом было приписано, что с собой в поездку надо взять купальные костюмы. Поскольку помимо сауны в этом комплексе есть еще и бассейн под открытым небом.

А у меня уже выработалась, видимо, профессиональная привычка – игнорировать в почтовых сообщениях красные вкрапления в основной текст как ненужную рекламу. М-да. И что, спрашивается, теперь делать?

Неожиданно выяснилось, что для таких невнимательных, как я, выход-таки есть. Этот выход – аренда плавок! Не удивляйтесь, именно так. В России подобная услуга бы выглядела дико. А здесь – в порядке вещей. Между прочим, не самая оказалась дешевая услуга. Для сравнения: проезд в трамвае в Хельсинки стоит 3,5 евро. Четыре большие шоколадки, купленные мной в качестве презента родным в ближайшем большом крупном магазине, в сумме обошлись в 7,4 евро. Аренда плавок стоила между тем 8,5 евро. Причем, отдать пришлось изначально и вовсе 13,5 евро (5 – залоговая сумма).

Комплекс Allas Sea Pool мне понравился. Большая и комфортная сауна, собственно бассейн под открытым небом из двух секторов. В одном теплая вода (там все мы и бултыхались), в другом холодная, даже кусок льда плавал (сюда рискнули ненадолго забраться лишь самые храбрые из нас). Что касается плавок, то после тщательного перебора имевшихся в наличии мне выдали безумно тесные, хотя сказали, что это, мол, самые большие.

Поплавав несколько минут в бассейне, я с трудом стаскивал их с себя в сауне и облегченно вздыхал. Потом снова шел в бассейн с настроем, что в этой пытке узкими плавками сам же и виноват. И через несколько минут можно будет снова в сауне их с себя снять. Раза три так сходил туда-сюда. В итоге закончил купание раньше остальных. Пытался понять, почему такой размер. Вроде не так уж сильно я растолстел. Или это финские мужчины настолько спортивные?

Залог я, понятно, вернул. Чек на оплату аренды плавок сохранил для истории.


Где все люди?

Когда утром 17 декабря мы шли по центру Хельсинки от нашего отеля Marski в сторону парламента, где нас ждали депутаты, коллега из Пензы толкнул меня в бок и спросил: «А где все люди?». Время было 8.30 утра. Мы шли по центру столицы страны. На светофоре стояла «пробка» из семи машин. На зеленый сигнал светофора они все свободно проехали. Трамваи шли полупустыми (уже потом, в разгар дня, вагоны более-менее наполнятся). На улицах тоже не наблюдалось толп людей, даже на самых центральных. В самом деле, где люди?

Хельсинки – не самый крупный город мира, конечно (население 643 тысячи человек). И все же мы сильно удивились. Это столица, как ни крути, туристический центр. Здесь по определению должно быть шумно и многолюдно, если судить по личному опыту посещений тех же Москвы, Праги, Лондона, Тбилиси. Но у финнов все по-другому. До чего же спокойно чувствуешь себя на улицах Хельсинки.

В том числе потому, что людей в разы меньше, чем в Москве. Пожалуй, даже меньше, чем в центре Челябинска. А еще потому что темп жизни здесь какой-то совсем другой – размеренный, неторопливый, совершенно лишенный напряжения. Оказывается, можно вот так жить, все успевать и никуда особо при этом не спешить. Еще странно, что люди вокруг очень вежливые и спокойные. Ну непривычно это. В родной столице Южного Урала можно на ровном месте в центре города (не говоря уже об окраинах) нарваться на хамство, а то и на драку. Или на неприятности с полицией, которая тоже бывает непредсказуемой.

Политический кризис и самый молодой премьер-министр

16 декабря начался собственно семинар. В ходе которого нас последовательно приветствовали несколько официальных лиц. Первой была Луца Эстер Кадар, глава отдела прессы и информации представительства ЕС в России. Она, в частности, напомнила, что даже на фоне санкций ЕС остается важнейшим торгово-экономическим партнером России. Была озвучена давно известная позиция стран ЕС по поводу ситуации с присоединением к России Крыма (в Европе случившееся однозначно характеризуют, как аннексию, и я с этим согласен). Потом прозвучала информация по ситуации в Восточной Украине и позиции ЕС в отношении этого конфликта.

Отдельно отмечалось, что санкции ЕС задумывались таким образом, чтобы это было болезненно для Кремля, но не сказывалось на широких слоях населения России. А вот ответное эмбарго, отразившееся на населении России (продукты из многих стран мира теперь запрещены к ввозу в нашу страну, в условиях резкого сужения ассортимента начался рост цен на продукты и одновременное снижение их качества) - решение властей России. К ним, дескать, и все вопросы.

Потом с нами говорили представители финского МИДа и премьер-министра страны. Кстати, в Финляндии сейчас самый молодой премьер-министр в мире. Зовут ее Санна Мирелла Марин. Про нее стоит сказать особо.

В должность премьера Марин вступила буквально накануне нашего приезда в Хельсинки в результате правительственного кризиса. Биография этой женщины – отличная иллюстрация к тезису о том, что в Финляндии реально построено общество равных возможностей. Не говоря уже о других тенденциях, характерных для Скандинавии, но абсолютно неприемлемых пока в России.

Будущая премьер-министр росла в неблагополучном районе Хельсинки, ее родители развелись, когда она была еще маленькой. Биологическая мать Марин позднее вступила в брак с другой женщиной, и девочка в итоге выросла в однополой семье двух женщин. Еще учась в школе, Марин пошла работать сначала в пекарню, затем кассиром в универмаге. Кто бы тогда мог подумать, что она поднимется до высшего государственного поста?

Но Марин, видимо, была целеустремленной с юных лет. Она окончила университет, где изучала административное управление, получила степень магистра (всего-то два года назад). Кстати, она стала первым человеком в своей семье с высшим образованием. Еще в 2006 году она вступила в Социал-демократическую партию Финляндии. Сперва избралась в городской совет Тампере, потом стала депутатом парламента Финляндии. Летом нынешнего года она получила портфель министра транспорта и связи. А теперь вот уже глава кабинета. Такая вот стремительная вышла карьера. Но для Финляндии в этом ничего удивительного по большому счету нет. Общество равных возможностей здесь строят последние полвека. И результат налицо. Речь не только о биографии премьер-министра.

Кстати, политический кризис, на волне которого в Финляндии сменился премьер, возник из-за обстоятельства, по российским меркам ничтожного. Работников почты Финляндии перевели на новый договор со снижением зарплат. И почтовики, представьте себе, забастовали – просто не вышли на работу. Кажется, порядка 700 таких забастовщиков было. Это и стало причиной правительственного кризиса. Да уж, россиянам такого не понять. У нас даже журналистские расследования с итоговыми обвинениями чиновников в крупном воровстве не всегда приводят к отставкам губернаторов или министров.

А уж правительственный кризис в России – даже трудно предположить, что должно для этого случиться. Как минимум отставка президента. Кого вообще там в правительстве России, в Госдуме или Кремле может беспокоить, что у врачей по всей стране зарплата маленькая, да и ту снижают? Кого из власть имущих всерьез волнуют бесконечные коммунальные аварии, включая жуткую трагедию в Пензе? Разве для властей важно, что миллионы россиян живут за чертой бедности? Те же масштабные наводнения в Иркутской области вовсе не сразу стали причиной отставки губернатора Левченко. Понадобилось насобирать еще букет разных грехов.

Фото автора и организаторов

Продолжение следует

Новости партнеров

Нашли опечатку?