Где наши не пропадают. Как житель Златоуста осваивается в Нью-Йорке

Андрей Линев – эмигрант, можно сказать, последней волны. Он стал участником недавно вновь возникшего тренда в России на политическую эмиграцию. В цивилизованной стране, наверное, такое было бы немыслимо.

Соцсети сильно упрощают общение людей, находящихся за тысячи километров друг от друга. Редактор Lentachel.ru задал вопросы бывшему жителю Златоуста через соцсеть. И вот какие ответы вскоре получил:

- Андрей, что стало причиной отъезда? Это было давнее желание или причина возникла вдруг?

- Термин «желание» в данном случае не совсем уместен. Каждый разумный человек к 30 годам уже чего-то в жизни достигает, получает определённую «базу» в виде образования, работы, друзей, связей с городом и культурой своей страны.

Отъезд в другую страну моментально сводит на «нет» все плоды ваших многолетних стараний. Именно поэтому говорить про желание здесь не приходится. В моем случае сказались внешние факторы: в результате моей общественно-политической деятельности пришлось столкнуться с постоянным давлением сотрудников МВД и прокуратуры, с регулярными штрафами, угрозами родителям, вызовами на допросы, административным арестом и перспективой получения уголовного срока.

Отсюда возникли проблемы и на работе. В тот момент я работал учителем истории и обществознания в средней школе Челябинска. А учитель как и любой бюджетник, должен быть в России существом покорным и кротким, верно исполняющим волю партии вождя.

Увы, со времен СССР мало что в нашей стране поменялось. Те же советские бюрократы или их дети, сменившие партийные вывески и офисы, те же чекисты и прочие силовики, те же деятели культуры и искусств. Даже идеология и гимн отдаёт запахом сталинской шинели с андроповским оттенком.

Но ключевыми для меня моментами в решении эмигрировать можно назвать события 2014 года (Крым и война в Украине, развязанная при участии России), тот восторг значительной части населения России от «отжатия», даже термин какой-то уголовный, Крыма, до массовой записи в «ихтамнеты».

Во мне течет украинская кровь, половина моих родственников украинцы. Некоторые из них сейчас живут на Донбассе. Убийство людей, тем более из братского народа – после этого я уже не мог жить в такой среде.

Сперва я переехал из Челябинска в Краснодарский край. Но от описанных проблем не убежишь, оставаясь в России. В первую же неделю домой к родителям пришёл сначала местный участковый, затем местные бандиты или «казаки-ветераны Донбасса», как они представились. Видимо, челябинские коллеги из МВД сообщили им какую-то информацию обо мне. Стало ясно, что находиться в Краснодаре невозможно. Жизни мне нормальной и тут не дадут.

Пришлось делать выбор. В кармане была виза и 5 тысяч долларов на двоих и билет в новую жизнь, в США. Так началась моя эмиграция.

- Насколько было трудно преодолеть языковой барьер?

- До моего приезда в США английским языком я не занимался. То есть пытался учить английские слова, читать иностранные новости в оригинале, но это точно нельзя назвать регулярной практикой английского.

В США я, как и большинство мигрантов, погрузился в русское комьюнити. Снимаю жилье у «русских», работаю с «русскими». Почти все мои знакомые - это «русские» разного времени эмиграции. Поэтому говорить о преодолении языкового барьера не приходится. Нужна регулярная практика общения с носителями языка, но пока мне это не удаётся. Безусловно, мой уровень английского значительно повысился, но свободно владеть им я пока не в состоянии.

- Что нужно для того, чтобы найти работу в Америке?

- Тут кроется корень проблем, если не всех, то многих. Для работы в Америке нужно иметь два документа: workpermit (право на работу) и SSN (аналог российского ИНН). Для их получения надо иметь легальный статус в США, по туристической визе вы их не получите. А для легального статуса надо либо вступить в брак с американцем, либо податься на «политическое убежище» (в это понятие включается убежище от любой формы дискриминации - по религиозному, половому, политическому и прочим признакам). Всё это занимает время в среднем от года до двух.

После получения этих двух документов вы уже можете официально работать и платить налоги. Многие эмигранты работают в США нелегально: либо не имея указанных документов вообще, либо просрочив визу и не получив легальный статус. Каждый штат относится к таким нарушениям по-разному. Например, в Нью-Йорке многие работодатели охотно принимают нелегалов, платя им весьма неплохую зарплату. Но при условии, что человек работает «на совесть».

- Вам самому удалось найти работу? Или приходится жить на пособие?

- Что касается работы, на пособии ни дня не сидел и не планирую. Работаю в строительной сфере. Начинал с обычного строителя. Сейчас изготавливаем каменные изделия для дома (кухни, столешницы, барные стойки и прочее). Зарегистрировал свою фирму, планирую в скором будущем начинать свой бизнес в этой же сфере.

В гуманитарную сферу уйти пока не могу: нет местного образования, да и знание языка недостаточное. Приходится работать ручками.

- Каков сегодняшний круг общения эмигранта из России?

- Эмигрант, как правило, общается только с эмигрантами. Дело даже не в языковом барьере. Знаю многих эмигрантов, живущих здесь десятилетия, ставших гражданами США, имеющими хороший язык и неплохо устроившимися в новой жизни, но продолжающих жить в русском комьюнити. Почему? Может быть, причина в общей культуре?

С годами вообще сложнее заводить новые знакомства. Но это особенность не столько США, сколько Нью-Йорка. Это огромный город, как, может быть, Рим в период своего могущества. Как там писал Луцций Анней Сенека: «Сколько рук здесь стучит по меди, сколько глоток орёт во все тяжкие!». Это город для бизнеса, а не для жизни. Хотя Нью-Йорк я полюбил всей душой, со всеми его минусами и огромными плюсами.

- И какие же у Нью-Йорка минусы и плюсы?

- Пожалуй, главный минус Нью Йорке - это дорогая аренда жилья, в среднем квартира обойдется в 1500$ в месяц. При том, что собственник жилья очень тщательно проверяет арендатора. Ведь по законам штата Нью-Йорк, если арендатор перестает платить за жилье, его не имеют право выселять, только по решению суда, и то лишь через несколько месяцев. Второй существенный минус - довольно тяжёлая погода. Зимой здесь дуют ледяные ветра, а летом город превращается в раскалённую сковородку. Кроме того в Нью Йорке высокие налоги и, как считают многие американцы, высокий уровень преступности.

На этом минусы Нью Йорке заканчиваются и начинаются его неоспоримые плюсы. В Нью Йорке много работы, ощущается постоянная нехватка как грамотных специалистов, так и разнорабочих. В этом городе высокие зарплаты, минимальная зарплата с 2019 года стала 15$ в час, что весьма неплохо по меркам США. Ну и главный плюс - энергетика, атмосфера самого города. Чтобы ощутить пульс здешней,жизни, достаточно погулять по Манхеттену. После этого ты проникаешься ощущением, что тебе всё по силам.

- Что стало самым трудным в процессе адаптации?

- Единственная сложность, пожалуй, - это плохое знание языка. Я бы хотел знать язык не просто для общения, а как бы сказать, прочувствовать его дух, как ты чувствуешь русский язык, читая, например, Булгакова. Пока стараюсь, работаю над этим.

- Не возникало ли желания вернуться в Россию?

- Нет. Когда уезжал, понимал, что не вернусь назад при нынешнем режиме.

- Чем Америка на взгляд свежеиспеченного эмигранта отличается от России?

- Хороший вопрос. Проще назвать, что у двух стран общего. В Америке всё другое. Не всегда лучше или хуже, чем в России, а просто другое.

- Существует ли предельный возраст для эмиграции?

- Я бы сказал, что да, но для каждого он свой. Надо понимать, что если вы не олигарх или не крайне одаренный человек, то без образования и хорошего знания языка вам придется начинать с нуля, работать на физически сложных работах по 10-12 часов в день. У кого-то может подвести здоровье или старые травмы могут дать о себе знать в новом климате. Да много чего может случиться. Поэтому эмиграция - это не для романтиков и любителей «розовых пони». Надо иметь здравый рассудок и крепкие руки, остальное Америка тебе даст.

Многие рассматривают эмиграцию как панацею. Но это не так. Я видел массу примеров, когда человек вмиг лишился всего того, что он выстраивал десятилетиями.

- Насколько эмигрант из России интересуется политической жизнью в США?

- Для меня политическая жизнь США стала одним из способов учить английский язык, решил, скажем так, совместить приятное с полезным. Самих американцев политика, к слову, интересует мало. Но есть небольшая прослойка, которой политическая жизнь действительно крайне интересна. И вот тут-то кипят жаркие страсти. Живя в России, и подумать об этом не мог. Оказывается, общественно-политическая жизнь в США чрезвычайно насыщена: от активного обсуждения и решения местных районных проблем до вопросов глобальной политической ориентации, размежевания на республиканцев и демократов.

- Можно ли пропасть в Америке? В смысле погибнуть от голода и холода, чувствуя себя никому не нужным, если нет средств на существование?

- Какая-то мрачная картина вырисовывается. Думаю, что сегодня ни в одном современном государстве это невозможно.

В США видел множество бомжей - их количество здесь явно выше, чем в России. Но это совсем другие бомжи, они как правило чисто одеты, с сотовым телефоном, который им бесплатно выдаёт приют, с пособиями и талонами на питание. Калифорния в последние годы благодаря социалистам у власти превратилась в этакий штат бомжей, сидеть на всём бесплатном становится, как это ни странно, выгодно. И это касается не только бомжей. Многие люди здесь, в том числе огромное множество мигрантов, пытаются выбить себе какие-нибудь льготы или пособия.

Огромную социальную работу ведут религиозные организации: церкви, синагоги, мечети. Скорее, в XXI веке в США есть другая проблема - сбросить лишний вес. Ведь еда перестала быть ценностью. Её так много, что можно накормить всех нуждающихся.

- Могут ли власти Америки и России жить в дружбе, сотрудничая на равноправной основе?

- Это очень сложный вопрос. Я не очень хорошо понимаю, что такое «дружба» в политике? И о каком равноправном сотрудничестве может идти речь? Российское руководство самостоятельно встало на путь конфронтации с условным Западом в лице США. Ключевыми моментами стала узурпация власти Владимиром Путиным в 2012 году и развязывание войны против Украины в 2014 году. Думаю, узурпацию власти Путину еще могли простить, в конце концов, в мире есть десятки диктаторских и авторитарных режимов. По сути, демократических стран мало – это главным образом Европа и частично страны Американского континента.

Кстати, в США к русским относятся уважительно, каких-то кривых взглядов за то, что я русский, на себе даже в американской глубинке не ощущал. Пару раз были неожиданные встречи. Заслышав мой акцент, люди спрашивали, откуда я. Узнав, что из России, говорили, что их предки тоже приехали оттуда, но очень-очень давно.

- Интересна ли американцам в массе своей Россия?

- К сожалению, о России в последнее время вспоминают здесь лишь в рамках расследования русского вмешательства в американские выборы. Никаких прорывных и радостных новостей из России не доносится. Но повторюсь, американцам вообще не очень интересна политика, тем более внешняя. Их проблемы определяются границами города и штата, реже – всей страны.

А уж новости, например, из Перу или Филиппин или той же России им вообще мало интересны. Хотя однажды в кафе мне встретился пожилой афроамериканец, который, узнав, что я из России, рассказал, как он любит русскую поэзию 20-х годов, особенно Маяковского. Но это редкое исключение. Американцам неинтересно каждый день смотреть программы типа российских «Что там у хохлов?». У них своя насыщенная жизнь, жизнь страны, созданной эмигрантами.

Новости партнеров

Нашли опечатку?