Сибирская язва: о чем напомнил в Челябинске китайский коронавирус

«Что такое коронавирус? Ну, это то же самое, что сибирская язва. Это одна категория — чума», - напомнил главный санитарный врач Челябинской области Анатолий Семёнов.
Сибирская язва: о чем напомнил в Челябинске китайский коронавирус
Цитата. Сайт 74.RU

Повод есть вспомнить страницы истории, ведь сибирская язва была открыта именно в Челябинске.

В 1775 году, через 39 лет после основания Челябинска, в городе появился первый врач. Этим лекарем был назначен Иван Кноблох из Оренбургского пехотного полка. Врачевал он в захолустном городе шесть лет, после ликвидации воеводства должность лекаря была упразднена. Население вновь было вынуждено идти к местным знахарям и повивальным бабкам.

Следующий важный шаг в истории развития медицины в уездной Челябе пришел вместе с бедой. Беду эту назвали «поветрием», уносившим жизни и людей и крупного рогатого скота. В 1786 году медицинская коллегия петербургского Сената направила на Южный Урал экспедицию во главе с лекарем Степаном Андреевским и двумя помощниками-подлекарями, фельдшерами как бы сказали про них сейчас, для изучения природы заболевания в уездном городке.

Сколько человеческих судеб и трагедий, горя и беды прошло перед глазами этих, приехавших в глушь столичных людей, можно только предположить. Еще сложней будет представить, как молодой врач, ему не было 30 лет, во второй год пребывания в Челябинске решится на крайне рискованный шаг. Чтобы доказать, что болезнь заразная, в присутствии городничего, судьи и своих помощников Степан Андреевский привил себе выделения из язвы больного человека.

Что с молодым врачом будет дальше – никто не знал, сам он тоже не знал. Это был первый в мире случай, когда врач с риском для жизни пошел на смертельно опасный эксперимент. Все, что происходило с ним дальше, доктор тщательно вносил в скорбный листок/историю болезни/. Когда наступили, как Андреевский писал впоследствии, «расстройство и помешательство мыслей, соединенные с великим страданием», он все же продолжал вести записи своей «истории болезни». Лечил и ухаживал за ним его помощник Василий Жуковский.

Челябинский эксперимент подтвердил – обнаруженная на Урале болезнь – инфекционная. Это был подвиг, прославивший по-своему и уральскую землю. Болезнь ту Андреевский назвал сибирской язвой. Так в медицине появилось понятие – «сибирская язва», про которую слышал сейчас, наверное, каждый человек.

Отчет о деятельности экспедиции и книга «О сибирской язве» получили высокую оценку медицинской коллегии в Петербурге, а сами участники «уральского похода на язву» были награждены орденами. Андреевскому было присвоено звание штаб-лекаря, Жуковскому – лекаря.

После четырех лет участники экспедиции вернулись в Петербург. Кроме одного: Жуковский пожелал остаться в Челябинске, и его желание было удовлетворено. Так врач сменил жизнь в столице на глухую провинцию.

Новости партнеров

Нашли опечатку?