Финская система образования: учеба в течение всей жизни

Финляндия чуть более 100 лет назад была частью Российской империи. Сегодня эта независимая во всех отношениях страна по ряду направлений задает весьма высокие ориентиры, недостижимые пока для современной России.
Финская система образования: учеба в течение всей жизни
Класс в финской школе. Фото из открытых источников

Одно из таких направлений – образовательная система. На вопросы редактора Lentachel.ru по этому поводу отвечает Сари Эрикссон, доктор педагогических наук, советник по вопросам высшего образования и науки в посольстве Финляндии в Москве.

- Сари, скажите, что заставило Финляндию перейти от традиционной классно-урочной системы образования к современной методике? Когда это произошло?

- В соответствии с учебной программой, принятой в 2016 году, финская школа уделяет больше внимания повышению уровня цифровизации и личностно-ориентированному обучению. Информационные технологии применяются по всем предметам и во всех классах. Реформа учебной программы направлена на сохранение хорошего уровня знаний и умений финских детей и подростков.

С точки зрения Национального управления образования реформа была необходима. Основные цели - укрепление активности ученика, повышение значимости учебы и обеспечение получения положительного опыта успеха каждым школьником. Задача учителя - учить и ориентировать школьников на непрерывное образование в течение всей жизни, учитывая индивидуальные особенности усвоения материала школьниками.

На уровне школы этот процесс еще идет. От классно-урочной системы в Финляндии не отказались полностью. В публичном пространстве идут дискуссии, в которых оппоненты реформы рисуют угрозы, связанные с новыми методами обучения. Например, среди учителей есть те, кто решительно возражает против цифровизации и новых методов обучения.С другой стороны, существуют школы, которые в числе первых применяют новые методы обучения.

- Родители финских школьников не покупают учебников, тетрадей, канцтоваров, планшетов, не платят за обеды детей в школе, – все это предоставляется бесплатно. При необходимости в школу и домой детей привозят на автобусе. Финляндия настолько богата, что может себе это позволить? В России родители покупают детям, как минимум, часть учебников, школьные обеды в основном платные, на школьных автобусах детей не возят – у наших школ просто нет своего транспорта.

- Финская система школьного образования в современном виде достаточно молода. Реформа основной школы началась в 1970-х годах, когда, независимо от положения в обществе все получили доступ к бесплатному основному образованию.

Образование в Финляндии не всегда было бесплатным. До реформы основной школы только четырехлетняя народная школа была бесплатной. После окончания народной школы надо было поступать в среднюю школу, а эти учебные заведения, в основном, были частными.

Благодаря реформе основной школы в Финляндии создана полностью бесплатная система образования, уровень которой примерно одинаковый везде. Независимо от учебного округа можно быть уверенным в том, что ребенок будет ходить в школу, которая дает основное образование хорошего уровня. Равенство, здоровье и благополучие школьников - значимые факторы в развитии финской школы.

Правительство Финляндии поставило новую цель - чтобы все финны получили образование второй ступени. Правительство хочет продлить обязательное обучение до 18 лет. Образование второй ступени уже сегодня бесплатное, но благодаря новому этапу реформы учебные материалы этого уровня также станут бесплатными. Сегодня учебные материалы гимназии могут стоить несколько тысяч евро.

Школы Финляндии на самом деле не имеют своих автобусов для перевозки школьников. Но школьники основной школы имеют право при определенных условиях на бесплатный, организованный муниципалитетом, проезд до школы. В этих целях используется, в основном, общественный транспорт.

- Правда ли, что финским школьникам нравится процесс обучения в школе? За счет чего это стало возможно?

- Да, это так. Разные сравнительные исследования показывают, что финские школьники довольны своей жизнью и школой. Например, исследование PISA-2018 рассматривает благополучие как совокупность материальных факторов и факторов, связанных с самим школьником, школьной средой и школьным окружением.

Если принимать в расчет материально измеряемые факторы, финские школьники входят в число самых обеспеченных в мире. Исследование показывает, что финские школьники довольны своей жизнью. Причем, согласно исследованию PISA-2018 Финляндия - единственная страна, в которой как читательская грамотность, так и удовлетворенность жизнью школьников находятся на высоком уровне. Например, во всех азиатских странах, в которых уровень знаний и умений высокий, удовлетворенность жизнью находится на низком уровне. А в странах с высокой удовлетворенностью жизнью, знания и умения чаще всего слабые.

- Правда ли, что финским школьникам нравится процесс обучения в школе? За счет чего это стало возможно?

- С 2016 года в школах были введены новые учебные планы, которые направлены на реорганизацию культуры деятельности школы и школьной педагогики. Учебная программа основного образования все еще основывается на определенных в законе «Об основном образовании» дисциплинах во всех классах. Новые учебные планы подчеркивают в обучении по всем предметам широкие знания и умения, которые формируются на основе разных подходов.

Учеба, трудовая жизнь и активная гражданская позиция предполагают владение разными сферами знаний и умений, а также их интеграцию. Каждый учебный предмет со своей стороны содействует формированию навыков широких знаний и умений, поэтому обучение не сосредотачивается только на одном предмете.

- В школах Финляндии отказались от выставления оценок ученикам? Или это миф?

- В финской школе все-таки проводится оценка усвоения знаний! Постоянное развитие системы оценивания - важная часть развития системы образования. Но в финской школьной системе нет государственного экзамена об окончании основной школы. Единые критерии оценивания становятся все более важными, их постоянно совершенствуют.

В Финляндии говорят об оценке усвоения, которая основывается на направляющей и стимулирующей обратной связи и самооценке учеников. По постановлению об основном образовании муниципалитеты обязаны выдавать аттестаты с оценками, имеющими числовое выражение, по окончании 8-го и 9-го классов. До этого муниципалитеты могут самостоятельно решать, выдавать ли в школах аттестаты с оценками, выраженными в баллах или словесно.

- Приходилось слышать, что к концу 6 класса дети в финской школе должны получить начальные знания по основным предметам, в числе которых финский, шведский и два иностранных языка. Каким образом это возможно? В России в школах учат только один иностранный язык. И даже к концу обучения мало кто его знает.

- Почти все финские школьники изучают в качестве первого иностранного языка английский, а не позже 6-го класса - второй национальный язык (финский - для урожденных шведов, либо шведский для финнов). Изучение иностранного языка начинается с языка А1 в 1- 3 классе в зависимости от муниципалитета. Изучение факультативного языка А2 начинается чаще всего в 4 или в 5 классе.

В 2018 году 90 % школьников 3-го класса изучали в качестве языка А1 - английский. В 2018 году 27,6 % школьников 5-го класса начальной школы изучали какой-либо язык А2. Самые популярные языки для изучения в финской школе - английский (8,7 %), шведский (6,0 %) и немецкий (6,0 %).

- Знают ли ученики в финском классе, какие оценки у одноклассников?

- Финские учителя стремятся к мотивирующей конструктивной обратной связи в адрес учащихся. Оценивание обученности основывается на всем процессе обучения, школьников при этом ориентируют на самооценку, начиная с первого класса.

- Чем занимается на уроке тьютор, который помогает учителю?

- В единой для всех основной школе стремятся к тому, чтобы все школьники учились в классах общего обучения, и отдельные специальные классы не всегда существуют. Школьники могут иметь разные потребности в особой поддержке. Чаще встечаются сложности в сфере эмоциональных и социальных отношений, нарушения концентрации внимания, ограниченные возможности передвижения, а также сложности, связанные с чтением, письмом и пространственным воображением в математике.

Тьютор в сотрудничестве с классным руководителем направляет, мотивирует и поддерживает усвоение и рост школьников. Классный руководитель отвечает за организацию обучения. Задача тьютора - оказывать поддержку ученикам и направлять. Но тьютор не выполняет задания за школьника.

- Приходилось слышать, что в Финляндии нет школ лучших и худших, всех учеников стараются подтянуть до определенного среднего уровня знаний. Не теряется ли при таком подходе интерес к обучению у самых способных?

- В финской школьной системе действительно нет отдельного обучения для так называемых одаренных детей, также как нет курсов разных уровней. Исследования показали, что из обычного классного обучения извлекают пользу как способные, так и хуже успевающие школьники.

Финляндия - страна маленькая, и у нас нет возможности сосредотачиваться на развитии только одаренных. Сравнительные исследования показывают, что в Финляндии разница между уровнями школ меньше, чем в других странах.

- Правда ли, что в финских школах нет единой образовательной программы? Учителя готовят детей по собственным программам.

- В Финляндии организация образования и ответственность за школьную деятельность - задача муниципалитетов. Учебный план делится на три уровня - национальный, муниципальный и школьный. Основы национального учебного плана дают единую основу для местных, муниципальных учебных планов. Школы разрабатывают свои учебные планы на основе муниципальных учебных планов, учителя работают по ним. Работа учителя и реализация учебного плана не контролируются путем внешних проверок.

Существуют разные попытки объяснить секрет успешности финского образования. Одно из объяснений в том, что в Финляндии хорошие учителя, и они обучены принимать самостоятельные решения. Иными словами, финские учителя подготовлены работать автономно в своей профессии – профессиональный учитель быстро принимает решения на основе своего мышления и профессиональной этики.

- Существуют ли у финских школьников домашние задания? Если да, сколько это отнимает времени в среднем в день?

- В Финляндии закон «О школе» обязывает учителей учитывать значение досуга и отдыха при выдаче домашнего задания. Учителя могут сами определять объем домашнего задания. По данным сравнительных исследований финские школьники выполняют меньше домашних заданий, чем школьники в других странах. Навыки, которым учат на основе домашних заданий, не всегда обязательно являются академическими навыками по предмету. Часто задания направлены на выработку у школьников умения принимать на себя ответственность и выработку социальных навыков.

- Правда ли, что обучение в школах Финляндии нацелено на практичность полученных знаний, их применимость в дальнейшей жизни? Приведите примеры.

- Да, в финской школе изучают то, что можно применять в практической жизни. Есть тенденция на отказ от заучивания учебного материала наизусть. В школах ведутся практико-ориентированные уроки, например, уроки домоводства. Также есть предмет «Знакомство с трудовой жизнью» (ТЕТ), он является обязательным для всех школьников с 7 по 9 класс.

Во время периодов продолжительностью одну неделю школьник применяет на практике усвоенные навыки и может проверить свое умение справляться с работой в новом коллективе и новой среде. Знакомство с трудовой жизнью происходят на реальных рабочих местах.

- Как сказываются на дальнейшем обучении молодого человека оценки, полученные на выпускном школьном экзамене?

- В Финляндии идет реформа отбора студентов в вузы с целью, чтобы молодежь как можно быстрее подавала документы на поступление. В результате реформы произойдет отказ от набора в вузы на основе суммы баллов, когда баллы даются за вступительные экзамены и оценки в аттестате. В результате реформы возрастет значение аттестата об окончании школы.

Раньше половину студентов набирали по результатам вступительных экзаменов, которые проводили сами университеты. В дальнейшем основным путем поступления будет отбор на основе оценок в аттестате, иными словами, чуть более половины студентов будет набираться именно так - на основе оценок в аттестате.

- Как выглядит система профессиональной ориентации финских школьников?

- Кроме периодов ознакомления с трудовой жизнью ТЕТ в старших классах школьники проходят отдельную профориентацию. Задача - обеспечение школьников ориентирами для будущего. На уроках профориентации рассматриваются, в частности, возможности продолжения учебы, профессии и сферы деятельности, а также собственно трудовая жизнь. В школах эту работу выполняет специальный учитель.

- По данным ООН, в Финляндии индекс образования один из самых высоких в мире. Значит ли это, что у финского образования нет проблем?

- В финской школе еще есть что совершенствовать. Один из самых больших поводов для озабоченности - мальчики с плохой успеваемостью! Об этом говорят также исследования PISA. Разница между девочками и мальчиками по читательской грамотности в Финляндии значительная, самая большая среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Над решением этой проблемы нам надо работать.

Новости партнеров

Нашли опечатку?