Как мыльница помогла создать в Челябинске эталонный танк

Эта история о том, как простая бытовая вещица подсказала уральскому инженеру форму эталонного танка.
Как мыльница помогла создать в Челябинске эталонный танк
Михаил Балжи на испытаниях танка. Фото из музея ЧТЗ.

История эта вместе с аналогичными составила книгу «По городу, которого нет на карте». Книга посвящена Танкограду – в его уникальных историях и лицах, что составили историю «тыла» в Челябинске в годы Великой Отечественной войны.

Все ли сегодня знают в Челябинске, что славу городу в годы войны составили прежде всего не знаменитые Т-34, а тяжелые танки ИС (Иосиф Сталин)?

Танк Победы, как его называют. Именно такие машины вели бои на улицах Берлина, именно им по силам было пробиваться в прямом смысле слова сквозь стены домов и развалин, ставших для фашистов крепостью на их последнем рубеже.

Именно тяжелыми танками прославился Танкоград в первую очередь. Еще меньше знают современные челябинцы имена людей, без кого история Танкограда была бы неполной. Возможно, назовут имена даже не всех «генералов» танкового производства – Зальцмана, Котина, Духова.

Среди тех, кто создавал танки и вошел в историю легендарного Танкограда, был и Михаил Балжи. В одной из публикаций о нем говорится: «Созданные гением конструктора Михаила Балжи танки старели долго – настолько они были совершенны. Их формы копировали разработчики боевых машин во всем мире».

За год до начала войны вышел приказ наркома об организации на ЧТЗ производства тяжелого танка КВ (Клим Ворошилов), разработанного Ленинградским Кировским заводом. В Челябинске было создано специализированное конструкторское бюро по танкам, заместителем начальника в нем стал Балжи.

Под Новый год 31 декабря 1940 года был собран первый челябинский танк КВ-1.

В конце 1941 года на базе ЧТЗ, объединившем к тому времени восемь эвакуированных предприятий, был создан Танкоград – по сути, гигантский промышленный комплекс.

Позднее при непосредственном участии Михаила Федоровича была создана в Челябинске артиллерийская самоходная установка СУ-152.

В середине 1943 года Балжи становится заместителем главного конструктора Танкограда. Он участвует в разработке проекта и руководит производством нового тяжелого танка - ИС (Иосиф Сталин).

Как легенду вспоминают на заводе о нем такой случай. Как-то внимание Балжи привлекла обычная мыльница. «Вот таким должен быть профиль башни - низкий, слегка приплюснутый, полусферический».

У военных есть поговорка: хорошее оружие устаревает медленно.

В середине 50-х годов американский журнал «Милитари ревю» напишет: «Советский тяжелый танк ИС-3 - один из самых мощных современных танков. Он имеет исключительно низкий силуэт, а также эффективное бронирование корпуса и башни. Созданный советскими конструкторами ИС-3 представляет собой выдающийся танк».

Так, через десять лет после окончания войны ИС-3 по-прежнему считался эталоном тяжелого танка.

Его очертания оказали влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты танков всего мира. В СССР эту форму использовали на среднем танке Т-54А, в дальнейшем - на танках Т-72В и Т-80. Форму корпуса и башни позаимствовали позднее разработчики американского танка М-8, английского «Конкерор» и немецкого «Леопард I».

После окончания войны Михаил Балжи руководил запуском в производство тяжелого танка ИС-4 и артсамохода на его базе.

В 1965 году создатель тяжелых танков стал доктором технических наук, профессором ЧПИ.

Умер Михаил Фёдорович Балжи 13 сентября 1970 года. Похоронен на Успенском кладбище в Челябинске. На могиле установлен барельеф с его изображением.

Глава о нем есть в новой книге «По городу, которого нет на карте».

Новости партнеров

Нашли опечатку?