«Не хватает только тревожно-глубокого голоса диктора Левитана»

Об «эпидемии» в головах и поступках задумался челябинец.
«Не хватает только тревожно-глубокого голоса диктора Левитана»
Отражение. Фото Сергея Белковского.

«Пожалуй, такого всеохватывающего страха перед коварным заболеванием не было на планете со времён «величайшей пандемии в истории», когда свирепствовала, так называемая «испанка» (испанский грипп), унесшая в начале прошлого века до 100 миллионов человек, что составило на тот момент 5% населения Земли. Страшные, без всякого преувеличения, цифры», - пишет челябинец Игорь Лашманов, руководитель общественного движения «Развитие региона».

Он замечает, что многие наши сограждане, знакомые с историей, уже стали проводить аналогии с событиями вековой давности. «Разрастающаяся паника и массовая депрессия вполне объяснимы, на первый взгляд, - пишет он на своей странице в соцсети. - Кто бы, что не говорил, но человечество - сообщество «стадное», и маленькая «искорка» первоначальной тревоги быстро перерастает в бушующее и быстро набирающее силу «пламя», спровоцированное негативными флюидами, выплёскивающимися из взбудораженных голов и охватывающие всё более многочисленные скопления современных homo sapiens», - пишет он.

Отдельно он попробовал разобраться в информационном сопровождении всего происходящего, особенно в последние недели. «Не стоит забывать, что мы в 21 веке живём в совершенно другом информационном поле - источников информации множество, они доступны и всеобъемлющи. В связи с этим возникает новая, на мой взгляд, не менее опасная, чем проклятый коронавирус, некая психоэмоциональная «пандемия», - замечает автор заметок.

И далее: «Эта зараза связана не с инфекционными вирусами, невидимыми невооружённому глазу, а с проникновением в человеческое сознание, да и во всю окружающую среду, помимо тревожной, но достоверной информации, лавины фейковых новостей».

Это уже не просто путаные сплетни-байки бабушек на скамеечке возле подъезда - это «бомбы» иногда мгновенного, иногда замедленного действия, считает автор.

«Ничего так не разрушает привычный жизненный уклад, как искусно спланированная и доведённая до нужного адресата дезинформация. Достаточно сказать, написать, намекнуть и грамотно растиражировать со ссылкой на неназванный, но якобы высокопоставленный источник где-то в высших властных эшелонах, слушок, что, мол, запасы продуктов ограничены, и вот уже с магазинных полок начинают стремительно исчезать консервы, крупы, сахар и почему-то туалетная бумага. Разве не так?»

Челябинец Лашманов напоминает, что нечто подобное описано в бессмертном произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», когда таинственный «Союз меча и орала» с помощью недомолвок, перешёптываний и наговоров спровоцировал товарный дефицит в отдельно взятом Старгороде. Но это в романе, тем более во времена, когда ещё не было переносчиков «дезы» в виде интернета, например. А в сегодняшней жизни это далеко не так забавно. Как раз наоборот, очень и очень печально, считает Лашманов.

Во всяческой неразберихе, замечает автор заметок, есть полноценные выгодоприобретатели, которые не поддаются массовому психозу, а извлекают пользу, и здесь любая трагическая реальность и фейковая новостная кампания им в помощь.

«В качестве примера напрашивается, кочующее по «интернетовским просторам» предложение одного отечественного олигарха о немедленном введении на два месяца по всей стране чрезвычайного положения.

Казалось бы, он-то чего так печётся? А в этом ведь есть очень важная «изюминка». ЧП - это форс-мажор, и с этим не поспоришь, даже в самом въедливом суде любой юрисдикции.

А как бы многие крупные и не очень бизнесмены хотели, по тем или иным причинам получить «форс-мажорную индульгенцию» на, казалось бы, вполне законное невыполнение своих обязательств перед партнёрами или потребителями».

А такие обязательства, как известно, могут исчисляться миллионами российских рублей или свободно конвертируемой валюты.
«Коронавирус может существенно повлиять и на любые демократические основы государства, - пишет Лашманов. - Ограничили любое собрание людей количеством не более 50 - и вот уже никакие многолюдные проявления несогласия с политикой власти или ещё с чем-нибудь не правомочны. Более того, с помощью нехитрого манипулирования их можно представить, как покушение на здоровье и даже на жизнь других граждан. А это уже весьма чревато для организаторов. Я не говорю о нашей стране - это гипотетический вывод в целом. Но в принципе, ведь очень удобный повод для создания автократической державы или укрепления автократического стиля управления. И не возразишь - пандемия!».

Лашманов отмечает то, на что многие также обратили внимание: за ничтожно малый исторический срок мир существенно изменился. Закрываются «на замок» границы - это не «железный занавес» в отдельно взятой стране, это повсеместно. Рвутся устоявшиеся экономические связи - и это, скорее всего, не на месяц-другой.

Жизненные ориентиры у людей, особенно в практически оккупированных заразой Италии, Испании и других государствах, трансформировались до неузнаваемости - главное выжить.

«Страны-соперники озабочены не «торговыми войнами», а совместным поиском лекарства от всеобщей «напасти» - повсеместно меняются приоритеты сосуществования - от противостояния до сотрудничества и взаимовыручки. Что-то ждёт человечество дальше?».

А завершает свои заметки Игорь Лашманов такими словами: «Сегодня вечер в нашей семье, несмотря на различия в предпочтении и выборе телевизионных передач, объединит нас у экрана телевизора во время трансляции последних новостей. Такие трансляции стали уже, как запечатлено в кинохрониках, похожими на последние вести с фронтов Великой Отечественной войны, когда жители собирались у ретрансляторов, чтобы поскорее узнать, что там страшного или оптимистичного происходит. Не хватает только тревожно-глубокого голоса диктора Левитана».

Новости партнеров

Нашли опечатку?