Жительница Петербурга вспомнила детство в Танкограде

Прошло уже 75 лет со дня Победы над фашистской Германией.
Жительница Петербурга вспомнила детство в Танкограде
Сборка башен танка на ЧТЗ. Военное фото.

А до этого было 1418 долгих и страшных дней и ночей той войны, самой страшной в истории человечества.

Война у многих совпала с детством. Детство всегда считали самым светлым периодом жизни человека.

Детство забыть нельзя. Как и забыть войну. Поэтому это письмо было написано не случайно. Не случайно оно пришло в Челябинск в музей ЧТЗ.

«Вот некоторые моменты нашей жизни в Челябинске. В школе, находившейся напротив «дома Зальцмана», долгое время находился госпиталь. Потом стала мужская школа», - написала Нина Евгеньевна Дедова.

«У нас был кот. Я его подобрала на улице. Кормить его было нечем. Размочили черный хлеб. С голоду он поел и у него заболел живот. Он еле двигался, лапки подгибались.

Я думала, что кот умрет. Уходя в школу, положила его животом на грелку, у папы была язва желудка, и он спасался грелкой.

Из школы примчалась домой и застали кота живого. Он вырос в красивого ангорского кота, папа называл его профессором».

«Когда мой отец получил Сталинскую премию, маме заказали у двух братьев-поляков, прекрасных портных костюм из шерстяной ткани.

Этот жакет носился до 1952 года, пока его не украли. Мама в этом наряде ходила в театр имени Цвиллинга. Запомнилась пьеса по Шекспиру».

«Я вспомнила интересный эпизод. Во время войны в Челябинске существовал так называемый третий участок. Через него ездили танки. Дорога была совершенно разбита, колеи в ней были ужасные.

Уличного освещения здесь не было. Особенно тяжело приходилось тем, кто работал в ночную смену. Пожаловались Зальцману.

Он посадил в машину начальника коммунального хозяйства, привез его на этот участок и заставил выйти из машины прямо в грязь по колено.

Очень быстро после этого на участке появились фонари. О дороге ничего не знаю. Впрочем, может быть, это всего навсего был миф».

«Летом мы иногда собирались около своего дома в темноте, так как за окнами, где горели коптилки, свет почти не пробивался.

Самыми частыми разговорами, кто бы что съел после войны. Кто-то хотел попробовать пирожное. Я, помню, хотела бы батон с хрустящими кончиками, намазов кусок маслом».

Таких деталей из военного детства жительницы Танкограда десяток в этом письме, пришедшем недавно из Петербурга.

Вот о чем мы говорили с директором музея Надеждой Дида после знакомства с этим человеческим документом.

Прошло много лет, Нина Евгеньевна прожила большую часть жизни ленинградкой и петербурженкой. Но в ее памяти и в ее душе осталось время, когда ее семья считали себя челябинцами. Это было в годы войны, когда в Челябинск был эвакуирован Кировский тракторный завод.

Когда Челябинск стал Танкоградом. Если будет готовиться к переизданию моя книга «По городу, которого нет на карте». У нее есть подзаголовок: Танкоград – в историях и лицах. Так вот, в переиздание этой книги обязательно войдет и эта история о письме, датированном 2020 годом, автор которого отсылает нас к далеким уже годам Великой Отечественной войны.

В письме о работе отца на ЧТЗ Нина Дедова не написала. В номере газеты «За трудовую доблесть» от 26 марта 1943 года есть заметка о заводчанах, получивших Сталинскую премию.

Фамилия Дедова в ней упоминается рядом с «генералами» танкостроения – Котиным и Духовым.

Семья Дедова уехала из Челябинска в Ленинград после войны в 1946 году.

Новости партнеров

Нашли опечатку?