Предсмертную агонию наблюдают астрономы в ближайшем к нам созвездии

Гибель видимого даже невооруженным глазом скопления Гиады в созвездии Тельца неизбежна.

Это самое близкое к нашей планете скопление звезд распадается и скоро умрет. Скоро - по космическим меркам, конечно же. Агония будет длиться еще как минимум 30 миллионов лет. Но это очень маленький срок для созвездий.

Гиады просуществовали 680 миллионов лет, образовавшись в Млечном Пути из облаков межзвездного газа и пыли. Подобные скопления открытого типа редко доживают до миллиардного возраста. Их взаимного гравитационного притяжения недостаточно, чтобы противодействовать силам, стремящимся разорвать их на части.

Мало того, что внутри самих Гиад звезды выбрасывают слабых соперниц за пределы скопления, но и проходящие мимо большие облака газа вырывают звезды из него, и гравитационное притяжение всей галактики Млечного Пути занимается тем же.

Гиады смогли просуществовать дольше, чем многие из открытых скоплений-сверстников. Но конец их неизбежен. Обсерватория Gaia Европейского космического агентства зафиксировала два длинных звездных хвоста на противоположных сторонах Гиад. А подсчет этой потерянной скоплением массы показл, что за свою жизнь Гиады уменьшились вчетверо - с 1200 до всего 300 солнечных масс.

После окончательно распада скопления одинокие звезды будут дрейфовать в пространстве, по образному выражению астрофизиков, как парашютисты, покинувшие самолет.