Аборты, полиция на пикетах, бодинейтральность и кризисные центры: чем живет феминизм в Челябинске

Мы попытались разобраться в том, что такое феминизм и зачем он нужен.
Аборты, полиция на пикетах, бодинейтральность и кризисные центры: чем живет феминизм в Челябинске
Лина в феминистическом движении уже более пяти лет

Нужен ли, например, феминизм в Челябинске, где женщины и так работают на многих заводах, водят трамваи? Даже миллионным городом сейчас управляет женщина. Вроде бы нет проблемы. У женщин есть широкие права.

Для того, чтобы ответить на вопрос о нужности феминизма, мы пообщались с одной из активисток движения «Челябинская Феминистская Агитгруппа» Линой Раевской. И узнали немного больше о том, кто такие феминистки, чем они занимаются и как стать той самой сильной, независимой. И кстати, нужно ли при этом оставаться красивой.

– Что такое феминизм?

– Мы считаем феминизм преимущественно политическим движением, направленным на то, чтобы дать женщинам больше прав, больше возможностей, в том числе для занятия политикой, для выбора любой профессии, и для того, чтобы женщины могли защищать себя и друг друга от домашнего насилия, сексуальных домогательств и так далее. Но феминизм – это не только политическое двиение, но и социальное, направленное на развитие женской сестринской солидарности и кооперации для защиты наших прав.

– Как в Челябинске продвигаете эти идеи?

– Расклеиваем листовки, нас есть дискуссионный клуб, который может посетить любая женщина. Время от времени проводим сходки, устраиваем пикеты, митинги, посещаем другие акции общедемократического характера. Стараемся вести агитацию, раздавая буклеты и листовки, раскладывая их в больницах, женских консультациях, школах. Естественно, ведем активную работу в интернете: пишем статьи, заметки, комментарии к новостям и рекламе.

– Агитки, которые расклеивают на столбы и подъезды, работают? Стоит ли оно того, учитывая, что это наносит вред окружающей среде и внешнему виду города?

– Агитки – это просвещение простых людей. Например, женщина лет 35-40 вряд ли будет читать что-то про феминизм в интернете. Люди старшего возраста или отрицательно настроенные по отношению к феминизму не будут специально просвещаться, но ходят по улицам все. Поэтому для просвещения далеких от этой темы людей мы используем листовки. И довольно часто видим, что люди интересуются, останавливаются, чтобы прочесть, обсудить друг с другом.

– Какое отношение у челябинцев к феминизму?

– Сложно сказать обо всех челябинцах, исследований мы не проводили. По большей части люди настроены положительно. Но бывали случаи, когда не совсем адекватные граждане пытались помешать нашей деятельности и недвусмысленно показывали, что они резко против феминизма. Один раз был случай, когда на нас напали с ножом, благо никто не пострадал. Недавно на одну из активисток напал мужчина, он ударил ее по голове во время расклейки.

– Феминистки ненавидят мужчин?

– Мужененавистничество ни к чему не ведет. Мы относимся к этому, как к каким-то мелким детским разборкам. Мы работаем на изменение общества в целом. Возможно, методы у нас радикальные, но мы не разбазариваем свое время на каждого мужчину. Мы стараемся не обращать внимание, даже если в нашу сторону будут какие-то выпады.

– Каждая женщина – феминистка? Все мы заканчиваем хотя бы школу, многие работают.

– Не каждая женщина феминистка. По определению феминстка – женщина, придерживающаяся четко определенных взглядов, чаще всего состоящая в какой-то организации или поддерживающая ее и что-то делающая непосредственно для продвижения феминизма.

Так или иначе каждая женщина пользуется достижениями феминизма. То есть все, что женщины сейчас имеют, это так или иначе завоевание наших предшественниц: право голосовать, работать, учиться, водить машину, разводиться.

– Бодипозитив относится к феминизму?

– Бодипозитив произошел в принципе от феминизма, хотя сейчас он может относиться к человеку любого пола и возраста. В последнее время радикальные феминистки стараются прибегать к термину бодинейтральность. Те, кто поддерживает бодипозитив, говорят: «любое тело красиво. А радикальные феминистки говорят: «нет, ни одно тело не обязано быть красивым».

Я считаю, что феминистки обязательно должны заниматься бодинейтральностью. Именно патриархальные стандарты красоты больше воздействуют на женщин, чем на мужчин.

– А что с проблемами с домашним насилием?

– От домашнего насилия в основном страдают женщины и дети. И чтобы их защитить, феминистки должны бороться против домашнего насилия всеми возможными путями. Что еще должны делать феминистки, если не защищать женщин от физического насилия?

– В челябинскую организацию приходят пострадавшие от насилия женщины, чтобы им помогли?

– Да, такое часто бывает. Иногда случаи домашнего насилия вскрываются уже в процессе взаимодействия. Мы стараемся помочь: обеспечить материальную поддержку, помочь с жильем. Были случаи, когда к нам обращались просто за консультацией в этих вопросах: куда пойти, что сказать подруге, если она в ситуации домашнего насилия, но не понимает этого.

– Что конкретно делать в ситуации, если подруга или знакомая говорит, что ее избивает партнер? Правильным ли будет советовать ей уходить?

– Уйти ей обязательно придется. Но нужно к этому постепенно готовиться. Для начала надо собрать денежную подушку безопасности, сменить телефон, найти новое жилье. Если происходят избиение, оскорбления, нужно будет уйти или к друзьям-родственникам или в кризисный центр.

Также нужно подать заявление в полицию. Как бы мы ни сетовали, что она ничего не делает, но это один из рычагов давления. По возможности нужно придать случившееся огласке, потому что абьюзеры больше всего боятся, что об этом узнают их друзья или родители.

– Куда в Челябинске женщина может обратиться за помощью в случае сложной ситуации или при нежелательной беременности?

– У нас есть специальные центры. Например, кризисный центр «Берег» для кризисных беременных, там могут оказать помощь. Но они сами ведут агитацию, направленную на то, чтобы как можно больше женщин отказались от аборта. Остальные кризисные центры и благотворительные фонды в Челябинске могут поддержать любое решение женщины, их можно найти в поисковике просто.

– Вы помогаете женщинам и девушкам, пострадавшим от домашнего насилия?

– Недавно мы узнали, что во время карантина бесплатные аборты не проводят. Якобы по причине того, что это не срочная операция. Но если с ним затянуть, то уже придется рожать.

С нашей стороны последовала реакция: мы написали об этом заметку, на нее отреагировали СМИ, начался общественный резонанс. При этом мы продолжали расклеивать листовки про аборт и рисовали граффити на дорогах о том, что право на аборт должно быть всегда и у всех. Я лично стояла в пикете у резиденции губернатора, у администрации и на оживленном перекрестке на Северо-западе.

После всего этого было опубликовано заявление о том, что аборты снова проводят.

– Как полиция и власть реагируют на подобные пикеты?

– У нас пока не было случаев задержания и арестов. Но когда я стояла недавно в пикете, ко мне подошел охранник, продиктовал два раза в рацию содержание моего плаката. После этого ко мне подошли двое полицейских, они меня сфотографировали, переписали мои паспортные данные и спросили, сколько я буду стоять еще.

– Это не наводит на мысль, что к феминизму относятся не очень серьезно? Когда поддерживали журналистов Илью Азара и Ивана Сафонова, всех задерживали. И при этом феминистка Саша Митрошина выходит на пикет в поддержку сестер Хачатурян, ее не задерживают.

– Есть такие мысли. Но пока в нас власти не видят угрозу, мы можем этим пользоваться.

– Что можно почитать, чтобы больше узнать о феминизме?

– Есть много книг на эту тему, в основном зарубежная литература, но переводы найти несложно. Также есть великолепные паблики, направленные на просвещение в теоретическом плане: что такое феминизм, все тонкости. Например, radfem translations, le mot de la fin и сайт WOMENATION. Это те, кто начинали продвижение, создание и адаптацию идеологии феминизма в России.

Новости партнеров

Нашли опечатку?