Итоги «дистанционки». Почему школьникам необходимо очное образование

Школьные линейки в Челябинске пройдут в обычном режиме. Сейчас школы активно готовятся к очному учебному году и изучают требования Роспотребнадзора.
Итоги «дистанционки». Почему школьникам необходимо очное образование
День знаний в школе №147

Вот несколько из них: закрепление за каждым классом собственного кабинета для занятий, ежедневная утренняя бесконтактная термометрия, установить собственное время начала уроков и перемен для каждого класса.

– Все школы готовятся к тому, что мы будем учиться очно. Придется привыкать к требованиям Роспотребнадзора. Закуплены бесконтактные градусники, антисептические средства. Ну а сидеть классам по кабинетам – это обычная практика, которая применяется во время любого карантина, даже если это привычный грипп, – рассказывает учитель истории, обществознания, права, руководитель методического объединения классных руководителей школы №147 Челябинска Евгения Подина.

– Подготовка к новому учебному году началась с изучения новых требований Роспотребнадзора к работе школы. Обдумываем, как строго их соблюдать. Ведь необходимо развести потоки учеников в школе и в начале дня, и в столовой, и на переменах, и в конце учебных занятий. Сделать так, чтобы максимально обезопасить от заражения и ребят, и педагогов, – говорит учитель русского языка и литературы школы 131 Челябинска Татьяна Соловьева.

Отзывы о дистанционном образовании неоднозначны. Некоторые ученики и педагоги успешно адаптировались к резким нововведениям, другие жаловались на бесконечный рабочий (учебный) день. Возможно, пришло время подвести итоги удаленной учебы: как проходили подготовка и сам процесс онлайн-обучения, что было сложным, а что интересным, рассказывают учителя:

– В нашей школе дистанционку освоили еще во время карантина по гриппу. Конечно, масштаб был другой. Но опыт помог во время пандемии. Первые две недели было тяжко. Во-первых, такое все переживали впервые. Во-вторых, родители тоже работали дома, поэтому возникали трудности доступа детей к компьютерам. В-третьих, не сразу разобрались, как составлять расписание онлайн-уроков, сколько часов на каждый предмет выделять, во сколько начинать уроки, какие формы контроля наиболее эффективны. По мере набивания шишек, все вошло в спокойный ритм. В нашей школе почти все предметы преподавались онлайн через конференции в ZOOM. В любом случае, опыт дистанционки ценен. Во время болезни, при выездах на соревнования теперь дети не будут выпадать из учебного процесса, – комментирует учитель истории и обществознания школы № 147 Евгения Подина.

– Мы старались установить тесную связь между учителем, ребенком и родителями. Не все ученики школы имеют компьютеры и гаджеты, поэтому с каждым, несмотря на трудности, была налажена связь. Особую роль в этот период выполняли классные руководители. Поначалу было работать очень сложно. Нагрузка увеличилась в разы. Постепенно взаимодействие было налажено, выстроено общение. Утро в каждом классе начиналось в 9.00 с переклички. В расписании были онлайн-уроки, уроки самостоятельной работы, активно использовались образовательные платформы. Материал был разбит на модули. Для детей прописали алгоритм изучения нового. Мы учились вместе с детьми. Узнавали новые возможности. Например, тестирование с помощью гуглформ и создание интерактивных заданий. Сложности, конечно, были. Кто-то воспринял дистант как каникулы. Выходили на связь с родителями, проводили онлайн-соревнования между классами, чтобы мотивировать ребят, – рассказывает учитель русского языка и литературы школы №131 Татьяна Соловьева.

Есть ли риск того, что знания, приобретенные на дистанте, окажутся плохо усвоенными?

– Практика повторения пройденного используется всегда. В этом году, конечно, это потребует больше времени. Я уверена, что кто хочет учиться, он и сам будет учиться. Результаты ЕГЭ этого года лучше, чем в прошлом. Дети имели возможность самостоятельно работать с материалом по тем предметам, которые они выбрали,– рассказывает Евгения Подина.

– В начале учебного года всегда запланировано повторение пройденного материала. Педагогам предстоит выяснить, что усвоено во время дистанта, а что нет. Тогда пойдет речь о том, нужно ли заново все проходить или стоит только подкорректировать что-то. Пока судить об этом сложно. Знания, усвоенные самостоятельно, как правило, очень прочны. Может быть, наши ученики хорошо усвоили материал?, – задается вопросом учитель русского языка и литературы Татьяна Соловьева.

Мнением о дистанционном обучении, о его сложностях и преимуществах, а также графике онлайн-учебы, поделились ученики разных школ:

– Дистанционное обучение – это классный опыт. Мне это далось достаточно легко. Часто я могла попросить помочь с домашним заданием подругу или кого-то ещё. Поначалу было очень интересно, были какие-то необычные задания. Когда было ограничение по времени, мне приходилось сдавать все утром и у меня оставался свободный день. Но потом ограничения не стало и мой график значительно изменился. Не смотря на то, что учёба давалась легко, я не понимала почти ничего. Часто после видеосозвона с учителем мне приходилось разбирать все самой. Мне кажется, что за эту четверть я почти ничего не усвоила, – рассказывает ученица школы №131 Александра.

– Дистанционное обучение оказалось сложнее, чем обычное. Учителя задают задания большего объема, чем обычно, а ученикам приходится делать домашку по абсолютно всем предметам. И не дай бог ты не успеешь – сразу двойка. С одной стороны, во время дистанционного урока можно полежать в кровати, с другой, выполнение домашки стало занимать гораздо больше времени. Информация либо усваивалась плохо, либо совсем не усваивалась. Всё-таки суть школьного обучения не в дистанционном объяснении, а в физическом. Во время дистанта внимание рассеивается. И не всегда получается понять тему. Учили только предметы для ЕГЭ. Кто-то самостоятельно, а кто-то с репетитором, – говорит выпускница школы № 147 Анастасия Кузнецова.

– Лично для меня дистанционное обучение показалось нелёгким. Учителя задают домашнего задания в три раза больше. Объяснения минимальные, приходиться доучивать самим, плохо настроена обратная связь с учителями, частые перебои с интернетом мешают усваивать материал. Учебный график выглядел достаточно странно. В один день мог быть один урок, а в другой могло быть пять, – делится мнением ученица школы № 131 Кира.

– Лично мне не понравилось дистанционное обучение, так как ты полностью должен себя контролировать. Зачастую это очень сложно – взять себя в руки и сесть делать домашку или даже просто пойти на урок. Не менее важным является также качество знаний, полученных при дистанционном обучении. У меня был достаточно сомнительный график дистанционных уроков. Когда дистант начал набирать хоть какие-то обороты, не смотря на то, что я учусь в школе, которая занимает 3-е место по России, видеоформат имели только такие предметы, как: математика, информатика, русский язык (я закончила 6 класс, в старших классах было намного больше уроков в видеоформате). Остальные же предметы изучались полностью самостоятельно. Нам отсылали информацию и работы, которые нужно было выполнить в определённый срок. – рассказывает ученица физико-математического лицея №31 Мария.

Действительно, мнения о дистанционном образовании сильно разнятся. Учителя надеются, что дети усвоили необходимые знания, но, похоже, все-таки придется повторить подробно материал, пройденный дистанционно.

Причиной плохого усвоения знаний, преподаваемых дистанционно, может быть большой объем информации, окружающий современных детей и подростков.

До онлайн-урока школьник мог смотреть развлекательные видеоролики на различных платформах, читать ленты своих соцсетей – одним словом, потреблять различного рода информацию. Затем на уроке его «насыщают» знаниями учителя, а после ученик еще делает домашнее задание, попутно восполняя недостающие сведения для его выполнения. И так день за днем. Получается информационная перегрузка. Человеческому мозгу нужно все-таки время на то, чтобы информация усвоилась, нужна своего рода «разгрузка». В очном образовании такой «разгрузкой» являлись перемены, уроки физкультуры, творческие предметы.

В итоге мы получаем то, что можно охарактеризовать известной пословицей: «В одно ухо влетело, в другое – вылетело». Школьник запомнит то, что больше всего ему интересно. Вероятно, здесь играют роль и приоритеты самого ученика. Например, у выпускников такой мотивацией являются отличные результаты по ЕГЭ и поступление в желанный вуз. Но тогда возникает вопрос: а чем же заинтересованы в условиях дистанционного обучения младшие классы?

Новости партнеров

Нашли опечатку?