Огромные вырубки обнаружены в челябинском сосновом бору

Челябинск – единственный мегаполис в России, в центре которого сохранился полноценный лес, состоящий из реликтовых сосен. Но Челябинский городской бор редеет. Некоторые эксперты говорят, что от бора осталась уже одна оболочка.
Огромные вырубки обнаружены в челябинском сосновом бору
Посреди соснового бора заметны огромные вырубки

Памятник природы то и дело разрывают на кусочки: то заасфальтируют новую дорогу, то проложат очередную экотропу. Челябинскому бору то и дело пытаются навязать городскую инфраструктуру, которая никак не свойственна лесу.

По мнению кандидата биологических наук Валерии Гашек, сосновый бор тем и хорош, что это не парк, заложенный людьми, ему не нужны ни асфальт, ни развлекательные экотропы. Он привлекателен именно тем, что сохранил черты нетронутого леса.

Валерия также отмечает, что из-за постоянного человеческого вмешательства городской бор фрагментирован, увы, нарушена целостность его экосистемы.

Достаточно вспомнить, как региональное Законодательное собрание недавно изменило границы бора ради строительства хирургического центра областной детской больницы. Для корпуса потребуется вырубить 4,2 гектара леса. Взамен этого к памятнику природы будут присоединены урочище Монахи и пойма реки Миасс между мостом на улице Худякова и плотиной пруда Коммунар.

«Урочище Монахи и пойма реки Миасс – это же тоже часть бора, причем, очень удобная разменная монета: эти территории то присоединяют к памятнику природы, то отрезают от него», – комментирует ситуацию бывший заместитель директора областного государственного учреждения «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» Валерия Гашек.

Действительно, еще в 2017 году губернатор Челябинской области Борис Дубровский решил включить данные объекты в особо охраняемые природные территории.

По мнению координатора общественного движения «Горожане» Андрея Костенко, Челябинский бор находится в угнетенном состоянии: «Мы имеем огромные прогалины на территории бора, а также пространства после лесных пожаров, которые по своей сути уже нельзя считать бором».

К примеру, территория тех самых «Монахов», которую в очередной раз причисляют к памятнику природы, неоднократно подвергалась пожарам и выглядит сейчас не лучшим образом:

Неподалеку от урочища можно увидеть вот такую картину: вместо леса – пустырь и огромные, аккуратно сложенные стопки, возможно, тех самых реликтовых, сосен, которыми принято у нас гордиться.

«Постоянное недофинансирование приводит к тому, что восстановление леса происходит гораздо медленнее, чем его вырубание. Подозреваю, что в ближайшие 30-50 лет нам нужно все усилия направить на то, чтобы были постоянные компенсационные высадки для более быстрого восстановления леса. Однако в ближайшие годы просто нечем заменить огромные, многолетние деревья, вырубленные под строительство детского хирургического корпуса. Никакие крупномеры на этой территории посадить физически невозможно.

Во-первых, там небольшая глубина грунта, во-вторых, вся тяжелая техника, которая подразумевает высадку крупномеров, нарушает почвенный слой, что на территории особо охраняемых природных территорий запрещено. Поскольку слой почвы неглубокий – 30-50 см, зачастую расположен на скальных породах, то преобладают в основном молодые растения, которые естественным образом вгрызаются в гранит и только таким образом приживаются, никакие крупномеры там посадить нельзя».

Новости партнеров

Нашли опечатку?