На Урале, в Челябинске этот день особенный по-иному поводу - опытному производству ЧТЗ исполняется 90 лет.
За почти век опытный завод ЧТЗ создал 127 образцов гражданской, бронетанковой техники и двигателей.
На опытном производстве разрабатывали образцы продукции для серийного освоения не только на самом ЧТЗ, но и других предприятиях СССР. Радиоуправляемый трактор, «плавающий» танк, мини-трактор и Т-800, попавший в книгу рекордов Гинесса – все это может стать содержанием отдельной увлекательной книги.
Однако, есть идеи опытников, которые не пошли в серийное производство: трактор под установку кабелеукладочного оборудования, трактор под самоходную установку для ремонта скважин, трактор под установку подъемного крана.
Были разработаны образцы тракторов для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: радиоуправляемый Т-10 (несколько единиц все же использовались ликвидаторами) и ДЗ-171.1КЗ с кабиной, изготовленной с использованием свинца для защиты тракториста от радиоактивного облучения.
В истории ЧТЗ есть и другие интересные разработки. Среди них - трактор 75-го класса тяги Т-800 (вес машины - 106 тонн, мощность 820 л.с.), особо мощный промышленный гусеничный трактор в агрегате с бульдозером и рыхлителем предназначенный для разработки тяжелых мерзлых и скальных грунтов.
А еще можно вспомнить мини-трактор «Уралец» для сельскохозяйственных и коммунальных работ.
Среди производства военной техники есть малоизвестные страницы истории челябинского предприятия. Например, в 1951 году был разработан легкий плавающий танк ПТ-76, производство которого было организовано на Волгоградском тракторном заводе.
Средний артиллерийский тягач АТ-С был разработан в 1948 году, после успешного прохождения госиспытаний его передали Курганскому машиностроительному заводу.
В 1960 году был изготовлен опытный образец боевой бронированной машины на воздушной подушке с авиационным двигателем АШ-60 (Объект 760, легкий плавающий танк).
Кстати, первые образцы боевой машины пехоты БМП разрабатывались именно на опытном заводе ЧТЗ.
В 1966 году БМП-1 была принята на вооружение Советской армии. Серийно выпускалась на заводе до 1981 года.
Впоследствии вся документация была передана Курганскому машиностроительному заводу и легла в основу создания БМП-2.
В 1978-1980 годах были разработаны образцы подвижного разведывательного пункта ПРП-3 и ПРП-4. Последний был принят на вооружение в 1979 году и передан для серийного производство Рубцовскому машиностроительному заводу.
Постановлением ЦК КПСС и Совмина в апреле 1981 года легкооборонная тематика была снята с производства ЧТЗ, чертежно-техническую документацию передали другим заводам. Предприятию нужно было начать выпуск танка Т-72. В 1982 году он был поставлен на серийное производство и выпускался вплоть до 1992 года.
Сегодня ЧТЗ не выпускает бронетанковую технику, но продолжает оставаться основным предприятием-изготовителем дизельных двигателей для российских танков, самоходок.
И сегодня задачи опытников ЧТЗ остаются прежними. Конструкторы разрабатывают проекты, создают чертежи новых машин и отдают их на опытный участок.
Это новые тракторы, трубоукладчики, погрузчики. Также опытникам поручается проводить испытания новой техники, помогать «стендовикам» проверять рабочие характеристики двигателей, трансформаторов, насосов, распределителей.
Этот же коллектив обслуживает и историческую технику ЧТЗ: первые модели тракторов С-65, С-80. Легендарную военную технику, производившуюся на ЧТЗ: средний танк Т-34, тяжелый танк ИС-3, самоходка ИСУ-152.
Коллектив завода проводит текущий и капитальный ремонты этой легендарной техники, готовит к парадам в честь Дня Победы, к различным танковым фестивалям, проходящим с участием исторической техники.