Осенью в Челябинске напомнили про тайну знаменитого клада

«Тайна клада с улицы Коммуны: дроболитейный завод Мартынова» - это название заметок в соцсети челябинского журналиста Юрия Богатенкова.
Осенью в Челябинске напомнили про тайну знаменитого клада
Дроболитейный завод. Фото М. Петрова

Он напомнил: «Это день стал для четверых челябинских школьников особенным. 29 сентября 1977 года пятиклассники из школы № 30 отправились на сбор металлолома, а нашли настоящий клад — в самом центре города, в двух шагах от Алого поля».

Об этой истории знал и я, будучи школьником.

В развалинах старого дроболитейного завода, он находился напротив Дома печати, куда уже приносил свои заметки в газеты, школьники и нашли мешок с серебряными и золотыми украшениями, столовыми приборами и монетами.

Сенсационная новость сразу облетела местные газеты, а находку передали в краеведческий музей.

«Первым владельцем завода был купец Николай Мартынов, по отзывам современников — «человек хорошей нравственности», хлеботорговец и поставщик огнеупорной глины на казенные заводы. В 1900 году он купил земельный участок на углу Скобелевской улицы и Западного бульвара (ныне угол улиц Коммуны и Володарского), где построил жилой дом и мыловаренный заводик. В 1911 году на своем участке Мартынов строит дроболитейный завод, над которым возвышалась 36-метровая башня. Завод ежегодно производил 30 тысяч пудов дроби. В 1912 году на заводе случился сильный пожар, в котором едва не погиб сам хозяин», - читаем в заметках Юрия Богатенкова.

С приходом Советской власти Николай Мартынов добровольно передал завод государству. В 1921 году его сын Александр с компаньоном взяли в аренду отцовский завод «со всем его оборудованием, имеющимися остатками материалов и жилыми помещениями, для производства на нем дроби и других отливок из свинца», организовав товарищество дроболитейного производства «А. Н. Мартынов и П. В. Комольцев».

В конце 1920-х дроболитейный завод стал государственным предприятием и работал на улице Коммуны вплоть до середины 1970-х, напоминает Богатенко в своих заметках.

А затем на месте старинного завода в 1979 году построили девятиэтажный жилой дом.

Здесь-то двумя годами раньше и был обнаружен клад. Чей был это клад – до сих пор загадка.

Предполагалось, что это случилось летом 1919 года, поскольку наряду с монетами были найдены ценные бумаги, выпущенные в начале лета 1919 года Омским правительством Колчака.

Через 30 лет сотрудники музея вернулись к истории происхождения клада. И пришли к выводу, что владелец завода к нему (как считалось ранее) вряд ли имел отношение, читаем в заметках.

«Одним из доказательств этой версии послужил серебряный перстень 875-й пробы с клеймом Приволжского ювелирного завода, изготовленный в 1970-х годах. Как он оказался в тайнике времен Гражданской войны — совершенно непонятно», - пишет Юрий Богатенков.

Он напомнил и такой факт: в 1995 году в Челябинском краеведческом музее случилась ночная кража. В числе похищенных золотых и серебряных изделий оказались многие предметы, найденные в 1977 году на бывшем дроболитейном заводе.

И еще: 28 предметов из 105 остались невредимы, некоторые из них после реставрации заняли свое место в экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала.

В недавно вышедшей у меня книге «Прогулки по Челябинску» есть глава «Хозяйка дроболитейного».

Рассказываю в ней про уникальные снимки. Прислал их из Москвы Сергей Берзин. Он вырос в Челябинске, сейчас работает в одном из подразделений МИДа, сам много снимает. А эти снимки сохранились в архиве его семьи, отец Сергея сам много и охотно фотографировал, что видел вокруг, кого знал.

«Елена Емельяновна Мартынова наша соседка по улице Луговой, - рассказал Сергей Берзин, - Приятная, высококультурная женщина. Кода-то была одной из самых богатых женщин Челябинска. Ее муж, Николай Гаврилович Мартынов, в свое время владел дроболитейным заводом. Пришла революция и завод национализировали.

Мужа расстреляли за то, что не отдал все, что имел. Елену Емельянову тоже посадили, пытались добиться от нее, где деньги. Но поняв, что она ничего не знает, выпустили. Она всегда говорила: «Я очень богатый человек, но где мое богатство, я не знаю».

Доживала свой век очень скромно. На фото ее дом. Ушла из жизни в начале 70-х. А через несколько лет снесли и дроболитейный завод. Вот там-то и нашли спрятанное купцом Мартыновым. Сейчас на месте завода стоит многоквартирный дом. Он – напротив Дома печати. Дом, где жила Елена Емельяновна, тоже снесли в 1976 году. Сейчас на этом месте стоит Дом пионеров на Алом поле. На память я снял табличку с ее дома и передал в Челябинский краеведческий музей. На табличке выбита дата регистрации дома в Страховом обществе. Сейчас вы можете увидеть ее в краеведческом музее», - приводится рассказ Берзина в этой книге.

Судя по всему, в этих воспоминаниях могут быть неточности. Впрочем, точной истории того знаменитого вклада мы, скорее всего, и не узнаем никогда. История о нем останется одной из ярких городских легенд.

Недавно позвонила Ольга Старцева, жена скульптора Андрея Старцева, с кем давно дружен, и рассказала, что читает мою книгу «Прогулки по Челябинску».

Ольга отметила, что находит в ней много личного. Вспомнила Ольга и про клад. Оказалось, что она училась в тридцатой школе, что находилась рядом с дроболитейным заводом и хорошо помнит, как ее ученики нашли этот знаменитый клад.

Подпишись на нас в  Google News  и   Яндекс Дзен

Новости партнеров

Нашли опечатку?