Слово об истории: жители Челябинской области не знают, где живут

Преподавание истории в школах и вузах Южного Урала оставляет желать много лучшего. Некоторые исключения лишь подтверждают общую тенденцию. А самое печальное заключается в том, что жители региона совсем не знают прошлое родного края. За исключением узких специалистов, конечно.
Слово об истории: жители Челябинской области не знают, где живут
На фото Дом Колбина, где размещалась до 1917 года городская Дума. Фото: Андрей Пунтусов

На вторых ролях

За последние лет 30, когда история была одной из базовых наук в средней школе и обязательна для выпускных экзаменов, эта наука постепенной превратилась в какой-то придаток к школьной программе. Она даже не входит сейчас в список обязательных предметов при сдаче ЕГЭ (Единого госэкзамена). Хотя глава Минобрнауки Ольга Васильева прилагает максимум усилий, чтобы наряду с математикой и русским языком третьим обязательным предметом для всех стал именно экзамен по истории. Впрочем, пока это только планы.

История сама по себе - наука политическая, к тому же живая. Взгляды на нее зачастую меняются в зависимости от социально-политической конъюнктуры. Наглядный пример последних лет – политические заявления руководства Польши и Украины: первые уравняли советский строй с фашизмом, вторые превратили своих кровавых националистов в героев.

Да, основные события из истории никто не вычеркнет, однако их трактовка частенько меняется в угоду правящей власти. Да и общей точки зрения со стороны историков, в отличие от тоталитарной установки советской эпохи, сегодня нет.

– История – максимально политизированный предмет. На нее существует госзаказ с точки зрения содержания. Но проблема преподавания истории отчасти в том, что есть десятки рекомендованных учебников. Какой выбрать? – задавался в одном интервью по этому поводу риторическим вопросом декан исторического факультета Челябинского педагогического университета Евгений Жоров.

К сожалению, нынешняя система образования выхолостила желание собственно учиться. Государству нужны узкие специалисты, которые не задумываются о принципах мироздания и которыми, следовательно, легко руководить – они не задают лишних вопросов. Вот и система обучения истории сводится к банальному запоминанию дат и имен, а не желанию разобраться в тех или иных событиях.

Историческое богатство Южного Урала

Но если вехи общей истории еще худо-бедно вкладывают в голову отроков в виде простейших азов, то прошлое родного края, в котором подавляющее большинство проживает всю свою жизнь, окутано для них беспросветным мраком. Челябинская область – тому пример.

А ведь наш регион во многом уникален. Со всех точек зрения. Объединяющий в себя леса, горы, лесостепи, богатый водоемами, он еще имеет уникальные исторические объекты. Например, на Аркаим, история которого уходит на века до рождества Христова, приезжал даже президент России. Много веков Челябинск располагался на перекрестке Великого Шелкового пути, был свидетелем многих исторических событий.

Демидовские заводы горнозаводской зоны, докатившиеся волны пугачевского бунта, первая в стране гидроэлектростанция, мятеж белочехов, освоение горы Магнитной, героический труд времен войны, создание ядерного щита СССР, космические прорывы – лишь часть истории региона. Более того, едва ли не в каждом населенном пункте региона найдутся достойные исторические примеры, о которых должны знать хотя бы жители этого района.

А сколько ярких личностей родила Челябинская область! Людей, которые принесли славу Родине, внесли вклад в развитие страны, обогатили все человечество – от науки и изобретений до культуры и спорта. Многое ли из этого знает современное молодое поколение, постепенно превращающееся в манкуртов?

– Был период, когда я факультативно рассказывал школьникам об истории Челябинской области, – вспоминает краевед и издатель Влад Феркель. – Объехал шесть из семи районов Челябинска. И реакция всегда была одинаковой: учителя в восторге, а у школьников пустота в глазах. Они будто отбывали наказание. А после звонка тут же снова утыкались в свои смартфоны.

Зародить искру интереса

Пробудить интерес к истории – задача непростая. Но у краеведов есть несколько предложений, как развернуть ситуацию. Скажем, силами регионального правительства и министерства образования организовывать регулярные экскурсии, рассчитанные на разные возрастные категории граждан. Наглядный пример всегда ярче и понятнее многих слов. Для этого больших средств не требуется. Надо лишь подготовить экскурсоводов.

Несмотря на большое количество музеев – от областного до заводского уровней - свою функцию просвещения они выполняют, будем откровенны, слабо. Какая-то работа в них ведется, но это, скорее, для галочки и внутреннего самоуспокоения.

Исправить ситуацию можно, используя ресурс СМИ и интернета. Сегодня, к сожалению, материалы по краеведению крайне редки. А средства массовой информации подстраиваются под клиента, не пытаясь расширить его информационный горизонт.

И, наконец, возможно в принципе использовать административный ресурс и через региональный минобр ввести обязательное преподавание в старших классах истории родного края.

– В Челябинской области выпущено учебное пособие «История Южного Урала». Мы уже рекомендовали его к использованию в учебных заведениях. И кое-где факультативно этот предмет начали преподавать. Но в этом вопросе обязательный стандарт, считаю, неприемлем. Он только вызовет отторжение. Я сам историк по образованию, убежден, что для изучения этого предмета необходима мотивация. Тогда появятся и кадры, и пособия по обучению, и учебный процесс. Так что многое зависит от руководителей самих школ. Мы эти шаги только приветствуем, – заявил нам министр образования Челябинской области Александр Кузнецов.

Новости партнеров

Нашли опечатку?