Чтобы отвлекать людей от реалий их жизни, чтобы, глядя на экран, они невольно думали, что их жизнь не так уж плоха, как у тех героев, что приходит на программу.
Сериалы, конечно, тоже отвлекают и развлекают, а еще они «собирают» рекламу.
Фильм «Угрюм-река» здесь стоит особняком. Его активно ругают, не досмотрев даже до половины серий.
Его сравнивают с советской экранизацией романа Вячеслава Шишкова.
Можно сравнивать игру актеров, можно сравнивать точность передачи бытовых зарисовок. Можно сравнивать многое, но остается главный вопрос – насколько новая экранизация точно передаст идейное содержание советского фильма, возможно ли сейчас такое?
Вопрос не в том, что у новых киношников не хватит мастерства. Здесь дело в ином.
Главное идейное содержание романа «Угрюм-река» вовсе не в любовных переплетениях между Анфисой, Петром и Прохором Громовыми, как может показаться. Хотя и им отводится в романе немало страниц.
Главное все же то, что позволило роману о зарождении капитализма в России увидеть свет книгой, а затем и четырехсерийной экранизацией.
Это произведение о том, как капитализм меняет суть человека, когда люди для капиталистов превращаются «в навоз».
Но на этом идейное содержание романа не заканчивается: автор подводит читателя к неизбежности борьбы рабочих с эксплуататорами, капиталистами.
Не случайно последняя серия советской экранизации называется «Крах».
В ней показано, в каких жутких условиях живут и работают рабочие и их семьи на предприятиях Прохора Громова.
Рабочие требуют сократить рабочий день и повысить зарплату. Громов же, обещавший в начале фильма, что у него рабочие будут жить хорошо и хорошо зарабатывать, не собирается этого делать, разбогатев и став «хозяином» края.
Тогда рабочие готовят забастовку. Идут к дому Громова. Их встречает полиция и расстреливает безоружную акцию протеста, как сказали бы сейчас. Эта кровь остается на совести Прохора Громова.
Что это, как не обличение капитализма и капиталистов?
Как справятся с этой задачей создатели нового сериала, скоро увидим. Или постараются как-то обойти эту линию развития «Угрюм-реки»?
«Для современной России такие обличительные установки будут выглядеть не совсем политкорректно», - пишет автор одной из многочисленных заметок о фильме.
Далее он замечает, что «из телесюжета на Первом выясняется, что Прохор Громов - положительный герой, преодолевающий трудности ради исполнения своей мечты».
Напомним, в начале фильма Прохор пырнет ножом человека. По роману он «подставит» своего верного слугу и спасителя Ибрагима, свалив на него убийство Анфисы.
На нем же «добро» на расстрел рабочих и их семей.
И все это ради исполнения своей мечты?
«Это очень похоже на очередную попытку найти опору нынешнего политико-экономического режима в мифологическом заповеднике прошлого», - пишет автор уже упоминавшихся заметок о новом фильме.
Он считает, что в фильме делается попытка «оправдать экономические основы современной России, выросшие из таких же сундуков с добром, как тот, что Данила Громов отобрал на большой дороге у проезжих добрых людей».
Может быть, в этом и есть главная задача нового прочтения романа? Ведь сейчас уже не советское время, а постсоветское, когда строится капитализм, который и был описан в романе.
А иначе зачем такой большой сериал, да еще с новыми героями и новыми сюжетными линиями? Не только ведь, чтобы снять многосерийный «рекламный ролик» о красотах российской природы.
А события-то в Сибири, действительно, были в реальности не шуточные.
Рабочие, недовольные очень тяжелыми условиями труда и низкими зарплатами, а также большими штрафами, начали забастовку, которая в итоге охватила все Ленские прииски.
Псевдоним Ленин большевик Владимир Ульянов взял себе именно после этих событий.
А что будет ждать зрителя в заключительных сериях, скоро узнаем.